Военное управление в послевоенный период.

После окончания войны были упразднены все чрезвычайные органы военного управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования. Единым органом руководства армией, авиа­цией и флотом стал Наркомат Вооруженных Сил СССР во главе с И.В. Сталиным. В состав Наркомата вошел и Гене­ральный штаб, ставший его ведущим органом управления.

В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил вновь бы­ло разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Генеральный штаб ВС СССР преобразуется в Генеральный штаб Советской Армии, тогда же по его образцу создается Морской Генеральный штаб. От подобной децентрали­зации высшего военного управления Советское правительство отказалось уже в марте 1953 г., создав единое Министерство обо­роны СССР. Генеральный штаб Советской Армии в сентябре 1955 г. преобразуется в Генеральный штаб ВС СССР, в состав которого вошел и Морской Генеральный штаб.

Система военного управления советского государства оконча­тельно сформировалась и включала в себя следующие основные элементы. Высшее руководство обороной страны и Вооружен­ными Силами осуществляли ЦК КПСС и высшие органы госу­дарственной власти — Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Непосредственное руководство ВС СССР (кроме по­граничных и внутренних войск) осуществлялось Министерством обороны СССР во главе с министром обороны. Виды Вооружен­ных Сил подчинялись главнокомандующим, являвшимся замес­тителями министра обороны.

Руководство Вооруженными Силами СССР Министерство обороны осуществляло через Генеральный штаб, главные штабы видов вооруженных сил, Штаб тыла, Штаб гражданской оборо­ны, главные и центральные органы министерства.

Руководство партийно-политической работой осуществлялось ЦК КПСС через Главное политическое управление СА и ВМФ, работавшее на правах отдела ЦК партии.

Министерство обороны руководило оперативными объединениями, соединениями, частями, учреждениями и военно-учебными заведениями Вооруженных Сил непосредственно или через управ­ления видов ВС, военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов. Ему подчинялись и местные органы военного управления (военные комиссариаты). Совещательным органом в Министерст­ве обороны являлась Коллегия Министерства обороны.

В видах ВС, военных округах, группах войск, округах ПВО, армиях, на флотах и флотилиях имелись военные советы, кото­рым предоставлялось право рассматривать и решать все важные вопросы деятельности вида ВС, округа (флота) и т. д.

В 1992 г. на базе Министерства обороны СССР создано Ми­нистерство обороны Российской Федерации.

В связи с территориальными изменениями, которые произош­ли в результате распада СССР, изменилось и военно-администра­тивное деление, уточнены количество и границы военных окру­гов. Вместе с военными реформами постепенно меняется и сис­тема военного управления, отражая реалии сегодняшнего дня жизни государства и его Вооруженных Сил.

Система руководства и управления Вооружёнными Силами на современном этапе была рассмотрена нами в ходе предыдущего занятия.

Таким образом, система военного управления России складывалась вместе с развитием всей системы государственных органов и прошла дол­гий исторический путь от народного собрания (вече) до сложной структуры, которая имеется в настоящее время.

Рассмотренный путь развития системы военного управления показывает, что во все времена ей придавалось первостепенное значение. В то время, когда система военного управления не со­ответствовала реалиям современности, происходили события, крайне негативно отражавшиеся на вооруженных силах государ­ства и приводившие страну к поражениям в вооруженных столк­новениях с неприятелем.

При соответствии уровня военного управления структуре и задачам вооруженных сил России успешно достигались цели, поставленные руководством государства, повышалась обороно­способность страны.