Практическое занятие № 12

 

Тема:«ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА»

Цель:сформировать знания по теме «Периферическая и вегетативная нервная система»; навыки работы с микроскопом; умения показывать на таблицах и планшетах спинномозговые корешки, узлы, нервы шейного, плечевого и пояснично–крестцового сплетений, ядра черепно-мозговых нервов; умения показывать на таблицах и планшетах вегетативные нервные центры, сплетения и нервы.

Задание 1

Изучить гистологическое строение нерва, зарисовать его. Дать определение, что такое нерв

Нерв – это _______________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение нерва: __________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2

По таблицам и планшетам изучить положение и строение периферической нервной системы (спинномозговые нервы).

Заполнить таблицу: «Функциональная принадлежность спинномозговых нервных сплетений»:

  Сплетение Чем образовано Область иннервации  
     
         

Задание 3

По таблицам и планшетам изучить положение и строение периферической нервной системы (черепные нервы).

Заполнить таблицу: «Функциональная принадлежность черепных нервов»:

Наименование нерва Область иннервации
                         

Задание 2

Обозначить:

Сделать вывод на основе проделанной работы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решить задачи:

1. Какой нерв шейного сплетения является самым крупным, что он инервирует?

2. Передние ветви I–XI грудных спинномозговых нервов идут в межреберных промежутках и называются межреберными нервами. Исключение составляет передняя ветвь XII грудного нерва. В чем оно состоит?

3. Больной жалуется на боль в области трапециевидной и груднно–ключично-сосцевидной мышц, першение в глотке, затрудненное дыхание. Какое нервное сплетение затронуто патологическим процессом?

4. При неврите, радикулите и плексите жалобы больных очень похожи. Что необходимо сделать такому больному, чтобы поставить более точный диагноз?

5. Как вы думаете, какие жалобы будут предъявлять больной при воспалении седалищного нерва?

6. Наблюдается опущение верхнего века (птоз), расширение зрачка, расходящееся косоглазие. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

7. Наблюдается атрофия жевательных мышц, расстройство болевой и температурной чувствительности в виде болей кожи лица. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

8. Наблюдается паралич мимических мышц, невозможно наморщить лоб, глаз не закрывается, сглаженность носогубной складки на стороне поражения, невозможен свист, затруднена речь, слезотечение. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

9. Наблюдается расстройство вкуса на задней трети языка, снижение глоточного рефлекса, расстройство глотания. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

10. Наблюдается расстройство глотания, парез мягкого неба, которое свисает и становится малоподвижным, глоточный рефлекс снижается или исчезает, паралич голосовых связок. Возможны изменения сердечной деятельности (брадикардия), дыхания, расстройства желудочно-кишечного тракта. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

11. Опущение одноименного надплечья - плечевого пояса, затруднение при поднятии его и повороте головы в противоположную сторону, атрофия грудной и сосцевидной мышцы. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

12. Наблюдается атрофия половины языка, при высовывании кончик языка откланяется в сторону пораженной половины. При двусторонним поражении язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, речь и жевание расстраиваются. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

13. Что следует понимать под адаптационно–трофической функцией симпатической нервной системы?

14. Какие изменения, наблюдаемые визуально, произойдут в участке кожи после перерезки иннервирующих его симпатических волокон?

15. Так называемый «детектор лжи» предназначен для проверки того, говорит ли человек правду, отвечая на задаваемые ему вопросы. Принцип прибора основан на использовании влияния мозга больших полушарий на вегетативные функции. Опишите методику работы с прибором.

16. При возбуждении симпатической нервной системы возникает состояние, аналогические тому, которое бывает в момент выброса гормонов мозгового вещества надпочечников. Объясните почему?

17. Фармакологическим путем временно выключены влияние вегетативных нервов на тоническое сокращение гладких мышц сосудов. Будут ли в этих условиях отмечаться колебания периферического сосудистого сопротивления?

18. Животным вводили два различных лекарственных препарата. В первом случае наблюдается расширение зрачка и сужение сосудов кожи. Во втором–сужение зрачка и отсутствие реакции сосудов. Объясните механизм действия препаратов.

19. Для доказательства наличия тонуса вегетативных нервов в одном опыте производили перерезку нерва, а в другом–фармакологическое выключение его действия. В каком случае получены более четкие данные?

 

ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)