Сестринский процесс в педиатрии - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента детского возраста.

Особенностью сестринского процесса в педиатрии является необходимость ухода не только за больным ребенком, но и за здоровым растущим организмом, так как только правильный уход, вскармливание, закаливание, воспитание в раннем возрасте обеспечит здоровье индивидууму на всю дальнейшую жизнь.

Организационная структура сестринского процесса включает этапы:

· I этап. Сестринское обследование пациента

· II этап. Диагностирование состоя­ния пациента: определение его потребно­стей и выявление проблем, постановка сестринского диагноза

· III этап. Планирование сестринской помощи

· IV этап. Выполнение плана сест­ринских вмешательств

· V этап. Оценка эффективности сестринской помощи.

3. Этапы сестринского процесса.

I этап. Сестринское обследование пациента. Цель: получение информации для оценки состояния ребенка. Для этого необходимо: а) собрать субъективные данные о состоянии ребенка - данные анамнеза жизни (социального, биологического, генеалогического), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание обратите на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии ребенка, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения);

б) исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измере­ния артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторно-инструментальных ис­следований;

в) внести в сестрин­скую историю пациента полученные в ходе обследования данные.

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача: опрос пациента и его родителей, физикальное исследование по органам и системам, беседа с врачом, чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу. Однако, медсестра не может воспользоваться в своей деятельности данными врачебного осмотра, т.е. почерпнуть все необходимые сведения из врачебной истории болезни. Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели. Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендикса), необходима срочная операция для его удаления.

Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, аллергия и т.д.), сколько внешние проявления заболевания как основная причина дискомфорта. Например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, беспокойство по поводу заболевания. У детей важными являются также: страх перед медицинским вмешательством, тоска по родителям, неумение обслужить себя и т. д.

Так как медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.

Собранные данные сестра должна фиксировать в формализованной документации, однако в клинической практике официально утвержденными и пригодными для таких записей пока являются только амбулаторная карта, карты стационарного и диспансерного больного – традиционно врачебные документы. Специальная стандартизированная

сестринская документация (листы сестринского осмотра, патронажные формы и т.п.) находится в стадии разработки и может различаться в каждом ЛПУ. Однако и она облегчает работу сестер.

Сестринская история болезни— юридический протокол-документ

самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции, принятый в развитых странах. Цель сестринской истории болезни — контроль деятельности медсестры, выполнения ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог – гарантия качества оказания помощи и ее безопасности.