Закономерности возникновения государства

 

Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, было возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Военная организация постепенно превращалась в систему "военной демократии". Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, претендовавших на передачу своей власти по наследству, к доминированию власти военного вождя над властью собрания племени, превратившегося в собрание военной дружины. У некоторых народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военного вождя сосредоточиваются функции верховного жреца и верховного судьи. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ.

Существенное влияние на процесс образования государства, объединение отдельных родов и племен в единые народы, оказала религия. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывала передачу ее по наследству.

Таким образом, возникновение государства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов.

В современной науке выделяют следующие признаки государства, отличающие его от организации власти в родо-племенном строе.

1. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности к какому- либо роду или племени. Постоянное население, как правило, имеет устойчивую юридическую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Т.е. государству присущ территориальный принцип осуществления власти, а не кровно-родственный, характерный для родового строя.

2. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением. Государство обладает аппаратом управления и принуждения (полиция, суд и т.д.), состоящим из профессиональных чиновников. При родовом строе власть осуществлялась непосредственно членами родовой общины. Управление ее делами не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Органы родового строя (общее собрание, вожди, старейшины) не располагали специальным аппаратом принуждения.

3. Для содержания государственного аппарата необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде обязательных налогов. Родовой строй, не знавший особого аппарата управления, не знал и налогов.

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, │

│ ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ├─────┐

│ РОДОВОГО СТРОЯ │ │

└─────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ публичная власть ├─────────┤

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ система налогов ├─────────┤

│ и займов │ │

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ территориальное ├─────────┤

│ деление населения │ │

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ право ├─────────┤

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ суверенитет ├─────────┤

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│монополия на легальное├─────────┘

│ применение силы │

└──────────────────────┘

 

и другие