Методика формирования и развития фонетических навыков

Работа над произношением начинается с введения фонетического материала. Формирование фонетических навыков связано с развитием коммуникативных умений устной речи и чтения. Поэтому последовательность введения звуков и интонационных моделей определяется речевыми образцами и их лексико-грамматическим наполнением. Техники введения фонетического материала будут также зависеть от возрастных особенностей учащихся.

В начальной школе для введения звуков часто используют приемы имитации, сказки и образа реже используются приемы ассоциаций, например, при обучении английскому языку при введении звука [г] предлагается вспомнить, как жужжат мухи и т. д. В основной школе чаще используются приемы объяснения, противопоставления, когда для отработки звука берутся оппозиции, например, Ш-[г.] и т. д., а также схемы и таблицы. Наилучший алгоритм введения звука происходит по формуле „синтез — анализ — синтез-анализ-синтез".

 

• Первый этап — слушание предъявления звука в словах или фразах.

• Второй этап — показ и объяснение учителем способа производства звука. Например, для того чтобы произнести звуки [р], [Ь], можно предложить учащемуся сомкнуть губы, затем предложить внезапно резко разомкнуть губы, делая выдох, при этом вначале не использовать голос, а затем подключить его.

• Третий этап — воспроизведение звука вслед за учителем или диктором в сочетании с другим звуком (данный этап может быть опущен, если мало времени), затем в слове, словосочетании, фразе.

• Четвертый этап — знакомство с транскрипционным значком звука. Изготовление карточки с его изображением. Данный этап важен, так как способствует закреплению в памяти ученика связи между изучаемым звуком и его транскрипционным значком.

• Пятый этап — чтение слова с данным звуком, словосочетаний с данным звуком (за диктором, учителем, хором и индивидуально).

• Последний этап предусматривает элементы контроля произнесения звука.

 

При обучении взрослых добавляется несколько этапов. Так, до начала слушания звуков в словах и словосочетаниях можно предложить обучаемым познакомиться с общими сведениями о группе звуков, к которой относится данный звук. Затем желательно провести речевую гимнастику языка, губ, голосовых связок.

По такому же алгоритму возможно также введение интонационной модели. При введении звуков интонации весьма помогают жесты. Так, в английском языке при введении взрывного [р] предлагается энергично разжать к либо выдохнуть воздух из надувшихся щек; можно предложить для введения звуков [р], [Ь] взять небольшой листок бумаги и произнести их, при этом произнесении [р] бумага колыхнется, при произнесении [Ь] — нет. При введении дифтонгоида [i:] предлагается широко развести руки и т. д. Повышающий или понижающий тон легко показать руками, так же как основное и второстепенное ударение. При введении ударения желательно использовать символы для ударных и неударных слогов: большие круги или квадраты для ударных, маленькие — для неударных. Эффективному введению интонационных моделей способствует дирижирование, отстукивание ритма, интонационная метка фраз. Закрепление фонетического материала происходит через серию языковых упражнений.

Упражнение на имитацию

Инструкция может звучать следующим образом: Прослушай и повтори диктором. Учащемуся предлагается пальчиковая кукла-робот/попугай дается инструкция точно повторить следующие слова, фразы, короткие тексты Данная работа может проводиться в парах, хором или индивидуально. На имитацию часто предлагаются скороговорки, стихи, короткие диалоги, песенки в которых часто повторяются изучаемые звуки. Очень полезным упражнением является задание на чтение русских фраз с английским акцентом.

 

Упражнения на идентификацию и дифференциацию

Данный тип упражнения широко представлен, например, во всех отечественных УМК для начальных классов по английскому языку. Инструкции звучат следующим образом: соотнесите транскрипционные значки с буквами и буквосочетаниями; прослушайте и скажите, в каких словах использовались следующие звуки, подчеркните слова, в которых есть звук [I:]; хлопните ладоши, когда услышите звук [u:]; распределите по колонкам слова со звуками например [s], [z], выберите лишнее слово в цепочке слов, обратите внимание их звучание, найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных, читайте вслух и выпишите в тетради слова, в которых есть следующие звуки; поделите следующие слова на слоги и запишите их в транскрипции, выпишите из текста сложные слова, проставьте в них ударение, прослушайте фразу, выделите в ней синтагмы и т. д.