Краткая характеристика СПС и особенности их функционирования
Охарактеризуем наиболее известные, широко распространенные и хорошо зарекомендовавшие себя (по отзывам пользователей) на российском рынке СПС.
Научный центр правовой информации (НЦПИ) Министерства юстиции РФ, продолжая обеспечивать правовой информацией высшие органы власти и управления в качестве национального центра, представляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.
Созданная в НЦПИ база «Эталон» представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом.
Информационная база СПС «Эталон» содержит более 45 тыс. документов. Информация в ней обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме. Одна из задач этой СПС — обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации.
В состав информационной базы СПС «Эталон» входят:
· действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.);
· нормативные акты представительных и законодательных органов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые начиная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые внесеныизменения;
· общеобязательные нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ;
· нормативные акты межгосударственного характера СНГ;
· правовые акты мэрии и правительства Москвы.
Среди негосударственных компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» созданное в 1990 г. В практической и научной деятельности «Гаранта» неразрывно соединены данные юридической науки информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.
Сегодня «Гарант-Сервис» — это высокотехнологичное и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше 2 тыс. человек.
Нормативные акты поступают в «Гарант» непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных источников.
Информационные базы фирмы «Гарант» содержат свыше 150 тыс. документов. Правовые базы и справочники составляют справочную правовую систему «Гарант» (рис. 4.3). Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база — «Законодательство России». Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.
Комплекты поставки системы «Гарант»:
• «Гарант-Практик», «Гарант-Классик», «Гарант-Универсал»;
• «Гарант-Профессионал», «Гарант-Мастер»;
• «Гарант-Максимум».
Система «Гарант» формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В систему входят банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия—СНГ), сУАебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. Агентство REUTER каждую неде-Л1° транслирует новости российского законодательства, поступающие из сети «Гарант».
По заказу Государственной думы НПП «Гарант-Сервис» разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности
Другая лидирующая компьютерная фирма — Акционерное объединение «Консультант Плюс» — объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы «Консультант Плюс» — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работают 10 тыс. сотрудников технология «Консультант Плюс» позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов
Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка координационного центра сети по системе электронных телекоммуникаций
Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра. Центральное место в семействе систем «Консультант Плюс» по Федеральному законодательству занимает СПС «Консультант Плюс: Версия ПРОФ».
Список систем семейства «Консультант Плюс» включает в себя: 1 Системы по федеральному законодательству.
· «Консультант Плюс: Эксперт»;
· «Консультант Плюс: Версия ПРОФ»;
· «Консультант Плюс: Российское законодательство»;
· «Консультант Плюс: Налоги Бухучет».
2. Системы по региональному законодательству.
· «Консультант Плюс: Региональное законодательство»;
· «Консультант Плюс: Региональный Выпуск».
3. Системы по международному праву:
· «Консультант Плюс: Международное право».
4. Системы поддержки принятия решений:
· «Консультант Финансист»;
· «Консультант Бухгалтер»;
· «Консультант Судебная практика»;
· «Консультант Медицина Фармацевтика»;
· «Деловые бумаги»;
· «Ценные бумаги».
Одним из приоритетных направлений работы сети «Консультант Плюс» является сотрудничество с правотворческими органами. Эффективность и надежность сервиса и технологии «Консультант Плюс» позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций, разработана уникальная технология представления русскоязычной Правовой информации в сети Интернет.