Краткая характеристика СПС и особенности их функционирования

Охарактеризуем наиболее известные, широко распространен­ные и хорошо зарекомендовавшие себя (по отзывам пользовате­лей) на российском рынке СПС.

Научный центр правовой информации (НЦПИ) Министерства юс­тиции РФ, продолжая обеспечивать правовой информацией высшие органы власти и управления в качестве национального центра, пред­ставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.

Созданная в НЦПИ база «Эталон» представляет собой полнотек­стовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом.

Информационная база СПС «Эталон» содержит более 45 тыс. документов. Информация в ней обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня приня­тия включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме. Одна из задач этой СПС — обеспечение нормативной информацией правопри­менительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации.

В состав информационной базы СПС «Эталон» входят:

· действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.);

· нормативные акты представительных и законодательных органов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые начиная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые внесе­ныизменения;

· общеобязательные нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

· нормативные акты межгосударственного характера СНГ;

· правовые акты мэрии и правительства Москвы.

Среди негосударственных компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» созданное в 1990 г. В практической и научной деятельно­сти «Гаранта» неразрывно соединены данные юридической науки информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Сегодня «Гарант-Сервис» — это высокотехнологичное и нау­коемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше 2 тыс. человек.

Нормативные акты поступают в «Гарант» непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможен­ного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Выс­шего Арбитражного Суда РФ и других официальных источников.

Информационные базы фирмы «Гарант» содержат свыше 150 тыс. документов. Правовые базы и справочники составляют справочную правовую систему «Гарант» (рис. 4.3). Федеральное законодатель­ство представлено в универсальных и специализированных право­вых базах. Универсальная база — «Законодательство России». Та­кой порядок дает возможность не только просто и эффективно об­новлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Комплекты поставки системы «Гарант»:

• «Гарант-Практик», «Гарант-Классик», «Гарант-Универсал»;

• «Гарант-Профессионал», «Гарант-Мастер»;

• «Гарант-Максимум».

Система «Гарант» формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В систему входят банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия—СНГ), сУАебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. Агентство REUTER каждую неде-Л1° транслирует новости российского законодательства, поступающие из сети «Гарант».

По заказу Государственной думы НПП «Гарант-Сервис» раз­рабатывает компьютерные средства для законотворческой и за­конопроектной деятельности

Другая лидирующая компьютерная фирма — Акционерное объединение «Консультант Плюс» — объединяет 300 региональ­ных информационных центров, производящих поставку справоч­ных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу инфор­мации пользователям Информационные ресурсы «Консультант Плюс» — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них 20 тыс. в органах государ­ственной власти. В его составе работают 10 тыс. сотрудников технология «Консультант Плюс» позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка коорди­национного центра сети по системе электронных телекоммуни­каций

Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра. Центральное место в семействе систем «Консультант Плюс» по Федеральному законодательству занимает СПС «Консультант Плюс: Версия ПРОФ».

Список систем семейства «Консультант Плюс» включает в себя: 1 Системы по федеральному законодательству.

· «Консультант Плюс: Эксперт»;

· «Консультант Плюс: Версия ПРОФ»;

· «Консультант Плюс: Российское законодательство»;

· «Консультант Плюс: Налоги Бухучет».

2. Системы по региональному законодательству.

· «Консультант Плюс: Региональное законодательство»;

· «Консультант Плюс: Региональный Выпуск».

3. Системы по международному праву:

· «Консультант Плюс: Международное право».

4. Системы поддержки принятия решений:

· «Консультант Финансист»;

· «Консультант Бухгалтер»;

· «Консультант Судебная практика»;

· «Консультант Медицина Фармацевтика»;

· «Деловые бумаги»;

· «Ценные бумаги».

Одним из приоритетных направлений работы сети «Консуль­тант Плюс» является сотрудничество с правотворческими органами. Эффективность и надежность сервиса и технологии «Консуль­тант Плюс» позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регио­нах России. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций, раз­работана уникальная технология представления русскоязычной Правовой информации в сети Интернет.