ШИРИНА ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Даже при стремлении водителя ехать точно по прямому на­правлению автомобиль фактически движется по некоторой сильно растянутой синусоидальной траектории, причем отклонение от прямой тем больше, чем выше скорость и менее ровно покрытие.

Необходимая ширина полосы движения складывается из ширины кузова автомобиля и расстояний от кузова до края смеж­ной полосы и до кромки проезжей части (рис. 5.21):

, где

у1 - расстояние от внешней грани следа колеса до края проезжей части; b1- ширина кузова автомобиля; c1 - колея автомобиля (расстояние между внешними краями следа

наиболее широко расставленных колес), м; х1 - зазор от кузова до границы полосы движения.



Расстояние ух гарантирует безопасность автомобиля от заноса, который может произойти при съезде колеса с большой скоростью на обочину.

 

Рис. 5.21. Схема к определению зазора

между встречными автомобилями.

 

Зазор от автомобиля до края полосы движения х12) обу­словливается чисто психоло­гическим воздействием на води­телей моментов встречи и обгонов при движении автомобилей с большой скоростью.

Поскольку расстояния х и у зависят от индивидуальных особенностей водителей, их значения могут быть установлены только на основе большого числа наблюдений с использованием методов математической статистики, обеспечивающих удовлетворе­ние требований спокойного разъезда встречных автомобилей для большинства водителей. Такие наблюдения проводились неодно­кратно рядом исследователей (Д. П. Великанов, М. С. Замахаев, М. С. Фишельсон, Н. Ф. Хорошилов, В. Н. Иванов и др.). В основу норм проектирования СНГ положены данные Н. Ф. Хорошилова, предложившего для всех типов автомобилей эмпири­ческие формулы:

х=0,3+к ; у =

 

Коэффициент к = 0,1 при встрече автомобилей и 0,075 при обгоне.

Формулы предусматривают случай движения по проезжей части, сопрягающейся в одном уровне с прочными ровными обо­чинами. При наличии у кромки проезжей части возвышающегося бордюра водители, боясь наезда на него, не используют край покрытия на ширину, равную двум-трем высотам бордюра.

В настоящее время при расчетах ширины проезжей части дорог I-III категорий исходят из меньших скоростей движения, чем при обосновании требований к элементам плана и продоль­ного профиля. Это вынужденное решение, поскольку дорожная одежда является самой дорогостоящей частью дороги, а большие задачи дорожного строительства в СНГ требуют максимально экономного использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство. Уширить проезжую часть всегда можно, в процессе последующей эксплуатации, тогда как реконструкцию дороги в плане и профиле часто бывает осуществить невозможно из-за последующей застройки придорожной полосы.

Назначение ширины проезжей части - задача технико-эконо­мическая. На дорогах с малой интенсивностью движения для снижения расходов на строительство устанавливают меньшую ширину полосы движения, сознательно предусматривая снижение скорости при редких встречах автомобилей.

В СНГ принимают следующие значения ширины одной по­лосы, в общем удовлетворяющие средним современным условиям движения по дорогам:

Категория дороги......... ………… I и II III IV

Ширина полосы движения, м ... 3,75 3,5 3,0

На дорогах V и IV категорий при интенсивности движения менее 200 авт./сут разрешается устраивать проезжую часть шири­ной 4,5 м, что предопределяет заезд автомобилями одним колесом па обочину при встречах и обгонах.

Устройство обочин по обе стороны проезжей части должно обеспечивать прочность краев покрытия и возможстоянки автомобилей. При ремонтах покрытий на обочинах складьь вают материалы, а иногда используют их для объезда. Минимально допустимой является такая ширина обочин, при которой габа­риты остановившегося на ней автомобиля не вдаются в пределы проезжей части. Для большинства типов автомобилей этому условию удовлетворяет обочина шириной 3,75 м, принятая для дорог 1 и II категорий.

Использование автомобилями ширины проезжей части зависит от состояния обочин. При неровных, грязных и скользких обочи­нах водители автомобилей избегают приближаться к краю проез­жей части, стремясь ехать ближе^к ее оси. Отсюда появилось ошибочное представление, что ширина полосы движения 3,5 м не обеспечивает возможности разъездов автомобилей без сниже­ния скорости. Поэтому обочины следует укреплять каменными материалами, но это, однако, выполняется пока еще в явно не­достаточных объемах.

Для отделения покрытия проезжей части от обочин на дорогах I—IV категорий устраивают краевые полосы шириной 0,75—0,5. Они четко обозначают край покрытия и способствуют повышению дисциплины движения.

Гл а в а 6. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ