Государство Киевская Русь

Киевская Русь: государство и идеология человека.

 

В основе жизни восточных славян в догосударственный период лежал вечевой соц. порядок.

Вече – представляло собой народное собрание, состоящее из первых лиц (родоплеменной знати, предводителей дружин, старцев и т.д.) локальных миров.

Вечевой порядок имел двойственный характер: решения, регулировавшие жизнь восточнославянского общества принимались на собрании, НО оно было лишь собрание первых лиц. В результате в вечевом порядке содержались с одной стороны соборная (коллективная) ориентация на власть собрания, а с другой стороны авторитарная (сводящая все властные полномочия к 1 человеку) ориентация на власть первого лица.

В момент формирования государства восточнославянский вечевой порядок раскололся на 2 начала: авторитарное и соборное, циклическая смена которых в их различных вариантах представляла собой содержание всей последующей отечественной истории вплоть до сегодняшнего дня.

 

Со 2 пол IX века по рубеж XIII – XIV в. в отечественной истории имело место государственность Киевская Русь. Формирование у восточных словян было связано с ростом княжеской власти. До сер IX века князья выступали орудием народной воли. А во 2 пол IX – XII века произошло изменение свойств княжеской власти под влиянием ряда факторов:

 

1. тенденция к отрыву княжеской власти от народа была связана с появлением в IX – XIв на территории Руси варяг, под которыми понимали северных германцев (шведов, норвежцев, датчан) и Полабских славян (Лютичи, Ободриты). Др. русские города и торговля нуждались в вооруженной охране, для чего и приглашались варяжские князья и их дружины. Однако энергичные варяги не мирились с ролью наемных охранителей, а там, где чувствовали силу – захватывали власть, превращаясь из союзников в властителей. В 862 Новгородский князь Гостомысл пригласил варяжского князя Рюрика, захватившего власть в городе.

 

Варяжский элемент представлял собой инородное тело в восточнославянской среде и мог прижиться только с помощью силы, что стимулировало рост княжеской власти, как власти публичной.

 

2. В истории 1 государственностити особую роль сыграло собирание восточнославянских племен в единый суперэтнос. В 9 – 1 пол 10в на территории Вост-европейской равнины проживало до 15 восточнославянских племен (Поляне в средн течении Днепра, Радимичи в верховье Днепра, Древляне и Древовичи на р.Припять, Северяне на р.Десна, Вятичи на р.Ока и т.д.). объединение вост. слав происходило в форме подчинения Полянами др. племен.

В 879г. В Новгороде умирает Рюрик, передав власть и своего малолетнего сына Игоря на воспитание племяннику Олегу, который в 882г пришел в Киев и захватил власть. Именно с его правления (882 - 912) берет история Древне Русского государства, т.к. ему удалось объединить Новгородские и Киевские земли и племена, проживавшие на этой территории. Олег получил титул Великого Князя и положил начало истории династии Рюриковичей. Поскольку объединение вост. слав происходило с помощью силы, постольку этот фактор вновь подпитывал рост княжеской власти.

3. Объединение вост. славян привело к образ огромной территории, у правления которой предъявило новые требования к княжеской власти: до сер 10в государственные институты использовались только для сбора дани с покоренных племен в ходе полюдие, т.е. объезда князем подведомственных ему территорий с указанными целями. Дань собирали в неформальной форме – от этого пострадал князь Игорь. Со времени правления княгини Ольги (945-964) государственные институты стали использоваться для решения большинства проблем соц. регуляции, т.к. ею была проведена первая в отечественной истории реформа гос управления, в ходе которой полюдие было заменено системой погостов (т.е. правительственных центров на местах, в которые назначались наместники князя, не только собиравшие дань, но и выполнявшие судебные, фискальные и др. административные функции)

 

Княжеская власть представляла собой авторитарное начало древне русской жизни, НО оно не было определяющим в Киевской Руси т.к. князья в проведении своей политики опирались на старшую дружину, состоящую из крупных землевладельцев, бояр, которые в качестве сословия оформились на рубеже 10-11в; с боярами князь заключал иммунитетные грамоты, где юридически фиксировались их права и привилегии, а значит князь в старшей дружине был лишь первым среди равных. Дружинный элемент власти – это соборное начало др. русской жизни. Более того в Др. Русских городах во 2 пол 9 их насчитывалось около 20, а в нач 13в около 200. в др. рус городах имелись вече, которые приглашали и свергали князей, объявляли войну и заключали мир, определяли налоговую политику à вечевой элемент власти это также соборное начало др. рус жизни.

Вывод:

в результате преобладания соборных элементов власти над авторитарными. Древне русское государство нельзя определять как самодержавное по характеру государство. Киевская Русь была государством раннего соборного идеала.