Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании
Особое значение для доказательства эффективности принимаемых решений имеют показатели рентабельности – это относительные величины, производные о прибыли. Показатели рентабельности изучаются с целью использования их в финансовом планировании.
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает также рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и другие показатели рентабельности.
Основные показатели приведены в таблице:
| Показатели рентабельности | Формула | Пояснения |
Рентабельность продукции
(издержек) ( )
|
| Отношение прибыли от реализации продукции ( ) к полной себестоимости реализованной продукции ( )
|
| Рентабельность продаж (ROS – Return on Sales) |
| Отношение прибыли от реализации ( ) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции ( )
|
| Рентабельность активов (ROA – Return on Assets) |
| Отношение прибыли (балансовой или чистой) ( ) к средней величине активов за определенный период ( )
|
Рентабельность текущих активов
|
| Отношение чистой прибыли предприятия ( ) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия ( )
|
Рентабельность собственного акционерного капитала ( )
|
| Отношение чистой прибыли ( ) к средней величине собственного капитала предприятия ( ) за определенный период
|
Рентабельность продукции – характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия.
Рентабельность продаж – характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.
Рентабельность активов – служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в разных отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.
Рентабельность текущих активов – характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.
Рентабельность собственного акционерного капитала – занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на 1 акцию, тем выше потенциальные дивиденды.
)
) к полной себестоимости реализованной продукции (
)
) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (
)
) к средней величине активов за определенный период (
)
) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (
)
)
) к средней величине собственного капитала предприятия (
) за определенный период