Основы профессионального самовоспитания и саморазвития

 

 

Самовоспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность личности, ориентированная на формирование и совершенствование ее позитивных качеств.

Самовоспитание начинается с самосознания – самовосприятия себя как личности, своего места в общественной и профессиональной деятельности.

 

Структурно самовоспитание включает единство в таких видах деятельности:

- познавательной - самопознание – изучение собственных особенностей: характера, мотивов, интересов, идеалов, темперамента, способностей, чувств.

- эмоционально-оценивающей – самооценка - результат сравнения себя с идеалом, эталоном.

- деятельностно-регулятивной – саморегуляция – контроль своей деятельности.

 

Профессиональное развитие и саморазвитие определяется как процесс формирования и совершенствования профессиональных ЗУН и профессионально-важных качеств личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание включает элементы:

- самоактуализацию (постановка целей);

- самоорганизацию (планирование);

- самодетерминацию (отбор приемов и методов);

- самореализацию (реализация задуманного);

- самоанализ и самооценку (анализ результатов саморазвития).

 

Структура готовности учащегося к профессиональному самовоспитанию и саморазвития включает компоненты:

- мотивационный – устойчивая профессиональная направленность, интерес к профессии, ориентация на достижение высоких результатов в работе);

- содержательный – (личностно присвоенные знания фундаментальных и предметных дисциплин, знания по основам самоорганизации, самоуправления, самосовершенствования личности в профессиональной деятельности);

- операционный – (умения по саморегуляции и самоконтролю)

- интеграционный (умения создать картину собственной профессиональной индивидуальности и определить пути и способы дальнейшего профессионального саморазвития)

 

Условия, которые необходимо создать для профессионального самовоспитания и саморазвития личности в учебном учреждении:

1. ориентация учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию в будущей профессиональной деятельности (использование активных методов и методик обучения и воспитания – проблемных, игровых, контекстных, индивидуальныхх заданий научно-исследовательского характера и т.д.);

2. информирование учащихся о методах, способах и приемах самовоспитания (воспитание воли и характера, работа на перспективу, самопоощрение и самонаказание, самоуважение, самообязательства, самовнушение, самопринуждение, самоотчет);

3. насыщение содержания образования концепциями, которые ориентируют на рефлексию, самопроектирование, самообучение, самоорганизацию, саморазвитие в сфере профессионально-важных качеств личности;

4. применение методик и технологий обучения, которые благоприятствуют приобретению опыта деятельности, который саморазвивает в личностно-профессиональном плане;

5. формирование умений составления собственной программы профессионального саморазвития и самовоспитания (составление собственного автопортрета, собственной личностно-профессиональной модели, выполнение научно-исследовательских заданий, творческих проектов).