Лекция №1, №2

Введение

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Специализация «Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)»»

X СЕМЕСТР

 

Специальность: 060101 «Лечебное дело»

(повышенный уровень)

 

Составил:

преподаватель дисциплины

«Специализация «ФОП»»

Харламова Н.А.

 

Минусинск 2011

Составитель: преподаватель дисциплины «Специализация «ФОП»» Харламова Н.А.

 

Утвержден на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин «______» _____________ 20____ года; методическим советом техникума.

 

Рецензент: Гордашевская В.Д. – методист

Бехтерева Л.А. – главный врач Минусинского района

 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 060101 «Лечебное дело».

 

В сборнике лекций дана система организации работы фельдшера общей практики, принципы оказания неотложной помощи, квалификационные требования ФОП, особенности ведения утвержденных форм медицинской отчетной и учетной документации.

 

 

Компьютерная верстка: Нижегородцева О.А.

 

В курсе лекций по дисциплине «Специализация «ФОП»» представлена квалификационная характеристика ФОП (семейного фельдшера); принципы оказания неотложной помощи; диагностика, профилактики, доврачебные лечебные действия при наиболее распространенных заболеваниях пациента

 

Особое внимание уделено оказанию доврачебной помощи.

 

Подготовка для практического здравоохранения фельдшеров способных самостоятельно и квалифицировано осуществлять первую неотложную и доврачебную помощь в системе неотложной стационарной и амбулаторной помощи, т.е. способных осуществлять сбор анамнеза у пациентов, ставить предварительный диагноз, оказывать первую помощь и определять показания для транспортировки пациентов в стационар. Оказывать психологическую, консультативную, медико-социальную помощь населению. Это все является основной целью изучения курса «Специализация «ФОП»».

 

Предназначено для студентов медицинского техникума по специальности «Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)».

 

Тема: «Работа в инфекционном очаге».

Мотивация:работу по профилактике инфекций фельдшер обшей практики провидит совместно с работниками поликлиник, детских учреждений, центра санэпиднадзора, органами местной власти, администрациями организаций и учреждений. Фельдшеру необходимо знать особенности проведения противоэпидемических мероприятий, иммунизацию населения, особенности оформления медицинской документации, проведение санитарно-просветительной работы по профилактике инфекционных заболеваний.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса:лекция.

 

Внутрипредметные связи:раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи:психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение:таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий:90 минут.

 

Место проведения:лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 3 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

 

План лекции:

 

  1. Понятие «эпидемиология».
  2. Эпидемическое обследование очага.
  3. Текущий, предупредительный санитарный надзор.
  4. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
  5. Дезинфекция: текущая, заключительная.
  6. Дезинфекционные мероприятия при кишечных инфекциях, инфекциях дыхательных путей.
  7. Выявление и проведение первичных мероприятий при ООИ.
  8. Выявление и проведение первичных мероприятий при брюшном тифе, паратифах.
  9. Выявление и проведение первичных мероприятий при гепатите.
  10. Выявление и проведение первичных мероприятий при менингите и гнойно-бактериальных менингитах.
  11. Выявление и проведение первичных мероприятий при дифтерии и сыпном тифе.
  12. Выявление и проведение первичных мероприятий при малярии и туляремии.