Лекция №1, №2
Введение
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Специализация «Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)»»
X СЕМЕСТР
Специальность: 060101 «Лечебное дело»
(повышенный уровень)
Составил:
преподаватель дисциплины
«Специализация «ФОП»»
Харламова Н.А.
Минусинск 2011
Составитель: преподаватель дисциплины «Специализация «ФОП»» Харламова Н.А.
Утвержден на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин «______» _____________ 20____ года; методическим советом техникума.
Рецензент: Гордашевская В.Д. – методист
Бехтерева Л.А. – главный врач Минусинского района
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 060101 «Лечебное дело».
В сборнике лекций дана система организации работы фельдшера общей практики, принципы оказания неотложной помощи, квалификационные требования ФОП, особенности ведения утвержденных форм медицинской отчетной и учетной документации.
Компьютерная верстка: Нижегородцева О.А.
В курсе лекций по дисциплине «Специализация «ФОП»» представлена квалификационная характеристика ФОП (семейного фельдшера); принципы оказания неотложной помощи; диагностика, профилактики, доврачебные лечебные действия при наиболее распространенных заболеваниях пациента
Особое внимание уделено оказанию доврачебной помощи.
Подготовка для практического здравоохранения фельдшеров способных самостоятельно и квалифицировано осуществлять первую неотложную и доврачебную помощь в системе неотложной стационарной и амбулаторной помощи, т.е. способных осуществлять сбор анамнеза у пациентов, ставить предварительный диагноз, оказывать первую помощь и определять показания для транспортировки пациентов в стационар. Оказывать психологическую, консультативную, медико-социальную помощь населению. Это все является основной целью изучения курса «Специализация «ФОП»».
Предназначено для студентов медицинского техникума по специальности «Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)».
Тема: «Работа в инфекционном очаге».
Мотивация:работу по профилактике инфекций фельдшер обшей практики провидит совместно с работниками поликлиник, детских учреждений, центра санэпиднадзора, органами местной власти, администрациями организаций и учреждений. Фельдшеру необходимо знать особенности проведения противоэпидемических мероприятий, иммунизацию населения, особенности оформления медицинской документации, проведение санитарно-просветительной работы по профилактике инфекционных заболеваний.
Цели:
Образовательная:
- научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП
Воспитательная:
- воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности
Развивающая:
- развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение
Методическая:
- закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.
Форма организации учебного процесса:лекция.
Внутрипредметные связи:раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами
Межпредметные связи:психология, история медицины, основы сестринского дела.
Оснащение:таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.
Продолжительность занятий:90 минут.
Место проведения:лекционный зал.
Рекомендуемая литература для студентов:
- Конспект лекций
- В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.
Рекомендуемая литература для преподавателей:
- Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
- Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
- Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.
Ход занятия
№ | Этапы | Содержание этапа. Цели | Время |
1. | Организационный момент | Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. | 2 мин. |
2. | Мотивация лекции | Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. | 3 мин. |
3. | Сообщение новых знаний | Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. | 75 мин. |
4. | Закрепление материала. Подведение итогов. | Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. | 5 мин. |
5. | Задание на дом | Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. | 5 мин. |
План лекции:
- Понятие «эпидемиология».
- Эпидемическое обследование очага.
- Текущий, предупредительный санитарный надзор.
- Противоэпидемические мероприятия в очаге.
- Дезинфекция: текущая, заключительная.
- Дезинфекционные мероприятия при кишечных инфекциях, инфекциях дыхательных путей.
- Выявление и проведение первичных мероприятий при ООИ.
- Выявление и проведение первичных мероприятий при брюшном тифе, паратифах.
- Выявление и проведение первичных мероприятий при гепатите.
- Выявление и проведение первичных мероприятий при менингите и гнойно-бактериальных менингитах.
- Выявление и проведение первичных мероприятий при дифтерии и сыпном тифе.
- Выявление и проведение первичных мероприятий при малярии и туляремии.