Понятие и сущность гос-ва
Признаки, отличающие гос-во от др.полит.орг-й:
1) Наличие особого апп-та упр-я (публ.вл.): а) открытость (известно, кто глава); б) легальные ист-ки дохода
2) Гос-во – оф.пред-ль всего об-ва; единств.орг-я в масштабе всей страны
3) Разделение нас-я по террит.признаку
4) Суверенитет– внутр. и внеш.
5) Наличие апп-та принуждения, монополия нагос.принуждение
6) Налоги, займы
7) Издание общеобязат.правил поведения (норм права)
Гос-во:
· Класс.подход:орг-я полит., публ.вл., обладающая суверенитетом, распространяющая вл. на всю терр-ю и нас-е, взимающая налоги и сборы для содержания апп-та упр-я и принуждения, издающая юр-ки обязат.веления
· Юр.подход: юр-ки персонифицированная личность (нация), субъект правоотн-й
· Совр. (кибернетич.) подход: полисис-ма (слож.сис-ма) с прямыми и обратными связями, с потоками информации
· Социологич.подход: гос-во не возм-но без об-ва
· Теологич.подход: гос-во возникло по воле Бога, нет власти не от Бога (мусульмане – Халифат)
· Класс.подход: полит.орг-я, кот. поддерживает господство одеого класса над другим, причем меньшинства над большинством; сущность такого гос-ва - диктатура эк-ки и полит-ки господств.класса
· Общесоц.подход: полит.орг-я-ассоциация, члены кот. объедин-ся в единое целое публично-властными отн-ми и структурами; орудие и сред-во достижения компромисса между ними
· Институционный подход: сис-ма органов гос.вл. и учреждений, действ-х на основе права
· Публичный подход: универсально значимая власть, призванная охранять права и св-ды личности, обесп-е безоп-ти граждан и об-ва в целом, уст-е зак-ти и правопорядка
· Функциональный подход: способ рег-я и упорядочения обществ.отн-й
· Гос-во есть объединение людей, подчиненных прав.законам (И.Кант)
Признаки гос-ва:
1)Обладает полит.вл., т.е. гос-во обладает св-м принуждения
2) Орг-я публ.вл.: 1) открытость(известно, кто глава); 2) вл. опир-ся на легальные ист-ки дохода (налоги, тамож.сборы, продажа гос.собств-ти)
3) Суверенитет (фр. «независимость»): 1) внутр. (означает верх-во)– гос-во выше (например, принуждение, з-ны), чем др.элементы полит.сис-мы; 2)внешн. (означает незав-сть) – де юра, все гос-ва суверенны; де факто, есть и завис.гос-ва
4) Налогина сод-е гос.упр-я
5) Юр-ки обязат.веления, правотв-во (федерал,, суб-в, муницип., локальное)
6) Апп-т принуждения, сис-ма исполнения нак-й (милиция, места принудит.сод-я, спец.службы)
7) Вооруж.силы, внутр.войска – в Швейцарии и Японии только внутр.войска
8) Нас-е, кот. делится по террит.признаку – нац.-терр., адм.-терр.; территория
9) Гос.функции вып-ся профессионально, все за свою работу получают жалованье, вл. осущ-ся чиновниками (бюро (стол) крат (власть) ми)
Факультатив.признаки:
10) Гос.-прав.символика (герб, флаг, гимн)
11) Гос.язык(и)
12) Нац.валюта (27 гос-в в ЕС, около 15 – в зоне евро)
13) Нац.праздники
Сущность гос-ва (философ.категория – основное, главное, устойчивое) – ист.цель и соц.назн-е гос-ва, определяющее его как закономерное и устойчивое явление; можно раскрыть через существ.черты
2 аспекта: