Понятие и сущность гос-ва

Признаки, отличающие гос-во от др.полит.орг-й:

1) Наличие особого апп-та упр-я (публ.вл.): а) открытость (известно, кто глава); б) легальные ист-ки дохода

2) Гос-во – оф.пред-ль всего об-ва; единств.орг-я в масштабе всей страны

3) Разделение нас-я по террит.признаку

4) Суверенитет– внутр. и внеш.

5) Наличие апп-та принуждения, монополия нагос.принуждение

6) Налоги, займы

7) Издание общеобязат.правил поведения (норм права)

Гос-во:

· Класс.подход:орг-я полит., публ.вл., обладающая суверенитетом, распространяющая вл. на всю терр-ю и нас-е, взимающая налоги и сборы для содержания апп-та упр-я и принуждения, издающая юр-ки обязат.веления

· Юр.подход: юр-ки персонифицированная личность (нация), субъект правоотн-й

· Совр. (кибернетич.) подход: полисис-ма (слож.сис-ма) с прямыми и обратными связями, с потоками информации

· Социологич.подход: гос-во не возм-но без об-ва

· Теологич.подход: гос-во возникло по воле Бога, нет власти не от Бога (мусульмане – Халифат)

· Класс.подход: полит.орг-я, кот. поддерживает господство одеого класса над другим, причем меньшинства над большинством; сущность такого гос-ва - диктатура эк-ки и полит-ки господств.класса

· Общесоц.подход: полит.орг-я-ассоциация, члены кот. объедин-ся в единое целое публично-властными отн-ми и структурами; орудие и сред-во достижения компромисса между ними

· Институционный подход: сис-ма органов гос.вл. и учреждений, действ-х на основе права

· Публичный подход: универсально значимая власть, призванная охранять права и св-ды личности, обесп-е безоп-ти граждан и об-ва в целом, уст-е зак-ти и правопорядка

· Функциональный подход: способ рег-я и упорядочения обществ.отн-й

· Гос-во есть объединение людей, подчиненных прав.законам (И.Кант)

Признаки гос-ва:

1)Обладает полит.вл., т.е. гос-во обладает св-м принуждения

2) Орг-я публ.вл.: 1) открытость(известно, кто глава); 2) вл. опир-ся на легальные ист-ки дохода (налоги, тамож.сборы, продажа гос.собств-ти)

3) Суверенитет (фр. «независимость»): 1) внутр. (означает верх-во)– гос-во выше (например, принуждение, з-ны), чем др.элементы полит.сис-мы; 2)внешн. (означает незав-сть) – де юра, все гос-ва суверенны; де факто, есть и завис.гос-ва

4) Налогина сод-е гос.упр-я

5) Юр-ки обязат.веления, правотв-во (федерал,, суб-в, муницип., локальное)

6) Апп-т принуждения, сис-ма исполнения нак-й (милиция, места принудит.сод-я, спец.службы)

7) Вооруж.силы, внутр.войска – в Швейцарии и Японии только внутр.войска

8) Нас-е, кот. делится по террит.признаку – нац.-терр., адм.-терр.; территория

9) Гос.функции вып-ся профессионально, все за свою работу получают жалованье, вл. осущ-ся чиновниками (бюро (стол) крат (власть) ми)

Факультатив.признаки:

10) Гос.-прав.символика (герб, флаг, гимн)

11) Гос.язык(и)

12) Нац.валюта (27 гос-в в ЕС, около 15 – в зоне евро)

13) Нац.праздники

Сущность гос-ва (философ.категория – основное, главное, устойчивое) – ист.цель и соц.назн-е гос-ва, определяющее его как закономерное и устойчивое явление; можно раскрыть через существ.черты

2 аспекта: