Школа Дао (даосизм)

Школа закона (легизм)

Представители:

· Шан Ян, 390-338 гг. до н.э.

· Хай-Фэй-Цзы, 280-233 гг. до н.э.

Основная литература:

· «Книга правителя области Шан»,

· «Хай-Фэй-Цзы»

В школе закона особый подход к решению воли Неба. В отношениях Неба и земли главным становится их противоположность. Небо и человек имеют великий закон – противостоят друг другу. Между Небом и землей нет единства.

Природа человека по своей сути злая. Правитель в своих действиях должен ей противостоять. Интересы народа не нужно преследовать. Народ должен направляться силой на правильный путь.

Процесс движения истории не плавный, а прерывный. Делили историю на 3 периода:

· Древний – соревновались в добродетели.

· Средний – стремились полагаться на ум и хитрость.

· Современность – борьба на основе силы.

Противостоит конфуцианскому почтению древности, ориентированность на современность. История теряет свою цельность. Утверждение закона с помощью силы вопреки желаниям народа, т.к. народ не признает своей эгоистической натуры, не знает о внутреннем противоречии.

Приверженность закону из благой цели – поддержание общественной нравственности. Наказывать нужно до того, как преступление совершено. За мелкие проступки нужно наказывать сильнее, чем за крупные. Мелкое стремится к нивелированию понятий добра и зла.

На первом месте закон и сила, а не мудрость и знание, ориентирующееся на прошлое. Знания должны изменяться, как и закон. Правитель выше закона: воля правителя = воля закона. Когда появляется государь, исчезает нужда в мудрецах. Правителю помогает не мудрость, а особое искусство управления.

213 г. до н.э. – год сожжения книг.

От ученых требуют не только занятий наукой, но и достижение общественно-политических целей. Период гонений ученых. Завершает эволюцию древнекитайской философии.

 

Противопоставляется всем предыдущим школам.

Представители:

· Лао-Цзы, 6 в. до н.э.

· Чжуан-Цзы, 369-286 гг. до н.э.

Литература:

· «Дао дэ Цзинь»,

· «Чжан-Цзы»

Идея даосизма: добродетель, мораль, высший закон.

Что существует до разделения на землю и Небо? – Высшее начало. Это и есть Дао. Высшее начало порождает мир, но не принадлежит миру, выходит за его рамки.

Дао(буквально – «путь») – путь бытия и изменения вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире.

Дэ (буквально – «добродетель») – мораль, данная свыше, от Дао, не имеет характеристики, силового физического воздействия. Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая, и которую он мог передавать своим подданным. То, во что облекается Дао.

У-вэй (букв. – «недеянное») – понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Пу (букв. – «необработанный кусок дерева») – олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, т.е. энергию души.

· Все явления, в т.ч. человек, сплетены в единую суть взаимовлияющих сил, как видимых, так и нет. С этим связана даосская идея «потока» - всеобщего изменения, становления.

· Примитивизм, т.е. представление о том, что индивидуум и общество улучшатся, если вернутся к первозданной простоте с минимумом дифференциации, учености и целенаправленной активности.

· Вера в то, что все люди посредством различных методов могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, харизме, возможности познать силы природы и овладеть ими.

Дао порождает мир, но само в этом мире не присутствует. Непознаваемо. Не нужно стремиться узнать об источнике Дао. Это не Бог и не высший закон, т.к. оно не проявляет себя в мире. Это не деяние, однако нет ничего такого, чего бы оно не делало. К сути Дао можно приобщиться через противоположность мира: вещи переходят из одного в другое. Нужно не столько ставить цели, сколько сохранять естественный порядок вещей.

Стремление Даосов напоминает конфуцианство – возвышение морального закона над миром. Добродетель и мораль нельзя расценивать как абсолюты, не нужно совершать ни злых, ни добрых поступков. Подлинная мораль не предполагает подпорок: чем больше стремимся укрепить добродетель, тем больше от нее отходим.

Лучший правитель тот, о ком народ знает, что он существует, и ничего больше.

Знание не представляет самоценного: выше знания следует ставить незнание. Народ не надо просвещать. Созерцание мира как главный принцип.

Учение Чжан-Цзы:

1. Все вещи одинаковы, нет жестких потивопоставлений.

2. Нет различий между истиной и ложью.

3. Все споры мудрецов бессмысленны. Внешняя цель мудреца – преодолеть противоположность.

4. Неравенство явлений и вещей возникает только в мире. В Дао ее не существует. Цель даосского мудреца – избавиться от своего «Я».