Антитезис.

Абсолютная идея далее приобретает вторую форму своего существования в виде природы. Природа – слепок духа. Гегель рассматривает природу, как некоторое целое, которое проходит ряд ступеней развития:

• Неорганическое состояние;

• Органическое состояние;

• Духовное (человеческая жизнь).

Однако с точки зрения Гегеля эта система ступеней не является результатом развития природы самой по себе (её эволюции). Эти ступени – всего лишь метаморфозы духа (превращения), т. о. подлинного развития в природе нет, в ней происходят различные изменения, которые не выходят за рамки вечного круговорота. Природа разнообразна лишь в пространстве, но не во времени.

Философия природы включает в себя 3 пункта:

1. Механика (материал, движение, пространство).

2. Физика (свет, теплота).

3. Органика (синтез духа).

Абсолютная идея выходит из природы возродившись, словно птица Феникс из пепла, идея покидает природу и устремляется к человеку и его истории, где находит себе адекватное воплощение.

 

Дух – высшая завершающая форма бытия, возврат к самой себе через своё отрицание. Дух - человек и его социально-историческое развитие. Человек - это мыслящий дух. Именно духовность отличает человека и делает его выше над всеми существами.

Философия духа включает 3 раздела. В ней исследуется индивидуальное познание людей, их общественное бытие:

1. Субъективный дух - 1-я форма существования духа. Гегель рассматривает здесь антропологию (душа и тело человека), здесь Гегель выдвигает теорию человеческих рас. Гегель – сторонник духовной неравноценности человеческих рас. Самая высшая - это европейская раса. Только у европейцев господствует бесконечное стремление к знаниям. Благодаря этому европейцы могут подчинить весь мир, а из европейцев высшая – арийская раса.

2. Объективный дух - сфера общественного бытия человечества (семья, гражданское общество, государство). Семья - Гегель сторонник патриархальной семьи. Гражданское общество – говорил Гегель – "духовное животное царство", в котором каждая личность – эгоистический субъект, преследующий свои цели: каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто.

Государство для Гегеля – это высшая духовная ценность.

Назначение государства – охранять семью. Гегель признавал за государством право вести войны. Он разработал философию войны, оправдывал войны. Войны не позволяют народам закостенеть. "Подобно тому, как движения ветра не дает озеру загнить (зацвести), война предохраняет людей от старения"

3. Абсолютный дух (или сфера обыкновенного сознания имеет три ступени развития.

- Искусство - дух созерцает себя

- Религия - в религии дух переживает себя в представлении.

- Философия -дух мыслит себя в понятиях. Дух постигает в ней свою сущность