Метод двойной записи на счетах

Метод двойной записи заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды – в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.

Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения на этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерская проводка составляется только на основании документов. Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:

· определить сущность происходящих в результате операции изменений в активах, пассивах и капитале;

· по «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции;

· определить порядок отражения на счетах (активных или пассивных) хозяйственных операций, указав дебетуемый кредитуемый счет

Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называется корреспондирующими счетами.

В результате обработки документов бухгалтер устанавливает корреспонденцию счетов или проводку (сумма операций как бы проводится от счета к счету), указывая дебетуемый и кредитуемый счета. Проводка (корреспонденция) может быть простой, если на основании документа по операции указываются два счета, и сложной – при участии трех и более счетов.