ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЯРОСЛАВИЧИ

К началу XI века государство Киевская Русь насчитывало уже два столетиясвоего существования. Оно прошло путь от одного из союзов славянских племенк большой феодальной державе с разноплеменным населением, в которомпреобладали восточнославянские племена (вошедшие в эту державу полностью),но находились также и летто-литовские прибалтийские племена и племенафинно-угорские. Летописец Нестор в своем знаменитом введении к истории Руси перечислилвсе славянские союзы племен, вошедшие в Русь, а затем дал переченьиноязычных народов. Каждая единица в этом перечне, очевидно, тоже обозначаетустойчивый союз нескольких племен. "А се суть инии языци, иже дань дають Руси: Чудь [эстонцы и коми-зыряне] Меря [финно-угорские племена по Клязьме и Волге] Весь [вепсы] Мурома [финно-угорские племена на Нижней Оке] Черемись [марийцы] Мърдва Пьрмь [коми-пермяки] Печера [угорские племена северного Приуралья] Ямь [часть финнов-суоми] Литьва Зимегола [часть латышских племен] Кърсь Норома Либь" Общая территория всей державы была огромная. Ее периметр составлялпримерно 7 тысяч километров. Она простиралась от бассейна Вислы на западе доКамы и Печоры на востоке; от Черного моря (устье Днепра) до Белого моря и"Студеного моря" (Ледовитого океана). Половина этого необъятногопространства представляла собой редкозаселенные леса Севера с их охотничьимиугодьями, но и освоенная земледельцами часть была достаточно обширна, иуправление всем государством было крайне затруднено. Если, например, наБелоозере происходило какое-либо событие и киевскому князю нужно былопослать туда своих людей, то они прибывали на место не ранее чем черезтри-четыре месяца после события. Дороги с гатями, мостами, разведаннымибродами еще только-только налаживались. Проехать из Киева в землю вятичей"дорогой прямоезжею" считалось богатырским подвигом. Государственное начало могло утверждаться только при условии опоры наместную племенную знать, которая постепенно из "Соловьев-Разбойников"превращалась частично в великокняжескую администрацию, не теряя своих,идущих из первобытности прерогатив по отношению к соплеменникам. Обширность территории порождала целый ряд обстоятельств, влиявших наисторическое развитие: во-первых, долгое время существовали значительныерезервы расширения земледельческого хозяйства; во-вторых, существовалавозможность широкой стихийной колонизации и ухода из феодальной зоны.В-третьих, дальность расстояний облегчала независимую политику ибесконтрольность местной власти. Правительство князя Владимира, как мы видели, делало многое длявнедрения государственного начала: прокладывало дороги, боролось сразбойниками, переселяло "лучших мужей" в стратегически опасную пограничнуюзону. Одной из мер внедрения государственного начала (в характерной длясредневековья форме, когда государственное нередко сливалось с личным) былоразмещение сыновей великого князя в крупных периферийных городах, бывшихплеменных Центрах. Однако эта мера не помогла избавиться от местногосепаратизма. Почти весь XI век -- время острых конфликтов, братоубийственныхусобиц, осложненных и внешними нашествиями, и крайней напряженностьюсоциальных отношений. Сразу же после смерти Владимира Святославича началасьдесятилетняя усобица между его сыновьями, главным героем которой сталЯрослав, старший сын великого князя. Ярослав родился около 978 года или несколько позже. Его матерью былагордая полоцкая княжна Рогнеда, отказавшая, по словам летописца, "робичичу"Владимиру в своей руке и взятая им затем как военный трофей при разгромеПолоцка. Ярослав еще в детстве охромел, и его потом поддразнивали "хромцом". Повествование летописи о Ярославе (враждебное ему) начинается с 1014года, последнего года княжения Владимира. Ярослав жил в Новгороде и ежегодно собирал здесь дань -- 3 тысячигривен; тысячу гривен он оставлял на содержание своей дружины в Новгороде, адве трети собранного посылал в столицу Руси. Таков был "урок", годоваянорма. Но, прожив много лет в отдаленном торговом городе с широкимизаморскими связями, Ярослав решил отказаться от выплаты этого "урока", чемвызвал гнев отца, строго следившего за единством всех частей Руси изаставлявшего в свое время новгородцев строить крепости для защиты отпеченегов далеко на юге. Владимир приказал мостить мосты, расчищать лесныедороги на Новгород, но разболелся. Ярослав же, оказывается, собирался вступить в настоящую войну с роднымотцом и нанял в Швеции большие отряды варягов. Женатый на дочери короляОлафа, он имел прямые связи с варягами. Скандинавские саги, повествующие о"конунге Ярислейфе" (Ярославе), называют имена варяжских предводителей --Эймунда и Рагнара, приглашенных им в Новгород, и сообщают любопытныеподробности о договоре найма, о жадности и вероломстве варягов. Наемники буйно и разгульно вели себя в русском городе: "И начаша варязинасилие деяти на мужатых женах". Однажды августовской ночью 1015 годановгородцы собрались и изрубили варягов-обидчиков во дворе Поромона. КнязьЯрослав "разгневася на гражаны", но не сразу обнаружил свой гнев. Онзаманил, "обольстил" тысячу славных воинов (возможно, бояр и воеводновгородской тысячи) и изрубил их в отместку за варягов; часть горожанбежала. К концу трагической ночи в Новгород прискакал гонец из Киева списьмом к Ярославу от его сестры Предславы, извещавшей о том, что 15 июлястарый князь скончался, а между братьями уже возникла кровавая борьба запрестол. Утро началось примирением Ярослава с новгородцами. Он собрал уцелевшихгорожан на поле, открыл вече и обратился к нему с необычной речью: "О моялюбимая и честная дружина, которую я вчера в безумии своем изрубил! Смертьих теперь никаким золотом нельзя искупить... Братья! Отец мой Владимир умер;в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной -- поддержите меня!"Новгородцы выставили 3 тысячи воинов и двинулись с Ярославом к Клеву. Тримесяца простоял новгородский князь у Любеча на Днепре, где встретил егоСвятополк, и уже поздней осенью решился напасть на брата. Битва под Любечембыла выиграна новгородским войском. Святополк бежал к печенегам, а Ярославторжественно вошел в Киев. Войско его получило награды: смерды по одной гривне, старосты по десятьгривен, а новгородцы все получили по десять гривен серебра. "И отпусти их всех домой, и дав им Правду, и Устав списав, тако рекшимим: по сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите... А се естьПравда Русская..." Далее в летописи помещен текст "Русской Правды" XI века, первые статьикоторой, по всей вероятности, действительно связаны с обязательствамиЯрослава по отношению к новгородцам. На всех статьях первой части такназываемой "Русской Правды" лежит явный отпечаток описанных вышеновгородских событий в июле -- августе 1015 года. Юридический документ,определяющий штрафы за различные преступления против личности, не менеекрасочно, чем летопись, рисует нам город в условиях заполнения его праздныминаемниками, буянящими на улицах и в домах. Город населен рыцарями и холопами; рыцари ездят верхом на конях,вооружены мечами, копьями, щитами; холопы и челядинцы иногда вступают вгородскую драку, помогая своему господину, бьют жердями и батогами свободныхлюдей, а когда приходится туго, то ищут защиты в господских хоромах. Аиногда иной челядин, воспользовавшись случаем, скроется от господина водворе чужеземца. В числе рыцарей, ради которых написан охраняющий их закон, есть иприбывшие из Киевской земли "русины", и княжеские гриди, на которых шлатысяча гривен новгородских даней, и купчины, по обычаю того времени,очевидно, тоже перепоясанные мечами, и важные княжеские чиновники --"ябедники" и мечники, следившие за сбором доходов и вершившие княжеский суд. Закон заодно защищал и более широкие круги новгородского населения: тутупомянуты и изгои, выходцы из общин, порвавшие связи с прошлым и еще ненашедшие своего места в жизни, и просто "словене", жители обширнойНовгородской земли. Эти категории простого люда напоминают нам о покаянныхсловах Ярослава на вече, когда результатом его призывов к братьямновгородцам (и, очевидно, соответственных обещаний) была мобилизациябольшого по тем временам трехтысячного войска, в составе которого оказалисьдаже простые смерды (может быть, "словены" "Русской Правды"). "Древнейшая Русская Правда", как и летопись под 1015--1016 годами,рисует нам Новгород расколотым на две части, на два лагеря: к одному из нихпринадлежит население Новгорода от боярина до изгоя, а к другому --чужеземцы варяги и колбяги (жители Балтики). В городе происходят драки,здесь угрожают обнаженными мечами, хватают чужих коней и ездят на них погороду, берут чужое оружие, укрывают чужую челядь, выдирают усы и бороды,рубят руки и ноги, убивают. Даже на пирах дерутся чашами и турьими рогами. Все это очень хорошо дополняет рассказ летописца о варяжских насилиях вгороде. Варяги и колбяги поставлены законом Ярослава в неполноправноеположение. Так, если обидчиком был новгородец, обиженный должен представитьдвоих свидетелей, если же грубияном, толкнувшим новгородца, оказывался варягили колбяг, достаточно было одной клятвы обиженного новгородца. Эти ограничения особенно явственны при сопоставлении "Краткой Правды"XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены состальными людьми. Только в отношении варягов и колбягов законпредусматривает штраф за укрывательство чужого челядина. Особенно важноотметить, что в подробном списке лиц, жизнь которых охраняется древнимобычаем кровной мести или высоким штрафом в 40 гривен, есть все слоигородского населения, указаны даже приезжие киевляне, но нет ни варягов, николбягов, хотя эти чужеземцы и владели домами в Новгороде. Самое начало "Ярославовой Правды" как бы возвращает нас к тойзлополучной ночи, когда возмущенные горожане мстили варягам на "Поромонидворе". "Русская Правда" узаконивает право на кровную месть: "Убьеть муж мужа -- то мьстить брату (за) брата, или сынови (за) отца,любо отцю (за) сына, или братучаду, любо сестрину сынови (племянникам.--Б.Р.). Аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин,любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изгой будеть, любоСловении, то 40 гривен положити за нь". Предполагая обороняться в Новгороде от киевских отцовских дружин,Ярослав заигрывал с наемными отрядами варягов, и не только не унимал их, нодаже зверски наказал новгородцев, творивших самовольный суд. Письмо княжныПредславы изменило все -- перед Ярославом открылась возможность вмешаться вначавшиеся усобицы: менялась роль варягов и отношение к ним Ярослава. Теперьнаемники должны были сами стремиться идти в поход на Киев, где они надеялисьна богатую добычу. Но Ярослав не мог отважиться на борьбу с коварнымполувизантийцем Святополком всего лишь с одной тысячей воинов, и к тому женаемных, которые в решительный момент могли продать себя дороже другомукнязю или, достаточно награбив, уйти домой, "за море". В этих условиях Ярославу следовало опереться на какое-то более надежноевойско. Единственной возможностью был союз с Новгородом, с его боярством идаже простыми людьми, а для этого нужно было дать какие-то гарантии,оградить статьями княжего закона всех новгородцев от бесчинства варяжскихдружин Эймунда или иного конунга, которого судьба занесет в Новгород. Такпоявился "Устав Ярослава" -- "Древнейшая Русская Правда", восемнадцатьстатей которой защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей ипростых словен от бесцеремонных посягательств варягов, нанятых для участия вусобицах. Частная инструкция о разборе драк и столкновений в Новгороде неставила, разумеется, своей задачей всеобъемлющий охват всех сторонсоциальной жизни города и всей Русской земли. Она по самому своему замыслубыла очень ограниченной тематически и совершенно не входила (да и не должнабыла входить) во взаимоотношения господина и холопов, господина и крестьян ит. д. Лишь случайно в связи с основной темой об уличных столкновенияхупомянут подравшийся холоп, прячущийся в хоромах своего господина. Поэтому глубоко не правы те буржуазные историки, которые рассматривалиэту "Древнейшую Русскую Правду" 1015 года как первый свод законов, будто быотражавший всю полноту тогдашней жизни. Из того факта, что этот юридическийдокумент ничего не говорит о сельском хозяйстве, о формах феодальнойзависимости крестьян, о смердах и закупах, делался совершенно нелогичныйвывод: раз закон обо всем этом молчит, то, значит, и в реальной жизни такихявлений не было. "Устав Ярослава" не был первым законодательным актом. Уже в договорах сВизантией 911 и 914 годов есть ссылки на "Закон Русский", и вполне возможно,что статьи "Русской Правды" о челядине восходят к этому не дошедшему до насдревнему закону, где применялась та же терминология. Многое в "РусскойПравде" опиралось на обычное неписаное право. Созданный в конкретныхисторических условиях 1015 года, "Устав Ярослава" оказался вполне применимко всем вообще случаям уличных побоищ, столь обычных в средневековыхгородах, и просуществовал несколько веков, входя в сборники других княжескихзаконов XI--XII веков. "Русская Правда" является драгоценнейшим источником по историифеодальных отношений Киевской Руси. Под этим названием скрывается целыйкомплекс юридических документов XI--XII веков, отразивший сложность русскойсоциальной жизни и ее эволюцию. "Русская Правда" была объектом самогопристального внимания историков, начиная с В. Н. Татищева (1730-е годы) икончая такими крупными советскими историками, как Б. Д. Греков, С. В. Юшков,М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепнин. Сложный комплекс законов, объединяемый названием "Русская Правда",расчленяется благодаря усилиям ученых следующим образом: 1. "Древнейшая Правда", или "Правда Ярослава", 1015-1016 годы. 2. Дополнения к "Правде Ярослава": "Устав мостником", "Покон вирный"(Положение о сборщиках судебных штрафов). 3. "Правда Ярославичей" ("Правда Русской земли"). Утверждена сыновьямиЯрослава Мудрого -- Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 года. 4. "Устав Владимира Мономаха", 1113 год. 5. "Пространная Русская Правда". Примерно 1120--1130-е годы. Нередко еедатируют началом XIII века. Отдельные разделы этих основных юридических документов могли возникатьв связи с теми или иными социальными конфликтами и включаться в ужесуществующий текст. "Русская Правда" не всеобъемлющий и не застывший сводзаконов, а целая серия разновременных юридических установлений, постепеннорасширявших круг вопросов, охватываемых ими. Основная тенденция этойэволюции заключалась в том, что от княжеского домениального закона "Правда"постепенно разрасталась как сборник норм феодального права вообще, права,охранявшего не только владения князя, но и любого "господина". Помимо светского законодательства, в Древней Руси существовало иобособленное от него законодательство церковное, обязательное, во-первых,для церковных людей (духовенство, монахи, убогие, призреваемые люди, врачи),а во-вторых, для всего населения по преступлениям и спорным деламнефеодального порядка: умыкание невесты, развод, ссоры в семье, колдовство,языческие моления, еретичество и др. Это законодательство XI--XIII вековоформлено под названием "уставов", приписанных Владимиру I и ЯрославуМудрому. Уставы дают богатый материал по русскому семейному праву. Появление "Древнейшей Правды" как первой главы будущего кодексаобъясняется не тем, что драки рыцарей являлись самым существенным в жизнигосударства, а тем, что в тот исторический момент, в разгар острых событий1015--1016 годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцамгарантию безопасности. Захват Киева Ярославом еще не принес успокоения. Святополк был связан спеченегами и польским королем Болеславом; вот эти-то две силы он ииспользовал для отвоевания киевского престола. В 1017 году Киев подвергся нападению большого печенежского войска.Эймундова сага говорит, что, готовясь к осаде, горожане выкопали вокруггорода ров, пустили в него воду и прикрыли сверху бревнами; на крепостныхстенах укрепили много нарубленных зеленых ветвей, чтобы помешать печенежскимстрелам залетать внутрь города. Двое ворот Киева оставлены открытыми, и вних расположились отряды для вылазки. Штурм печенегов был отбит. Но вскоре с запада на Русь двинулся Болеслав Храбрый, и Ярослав,разбитый в пограничной битве на Буге, ускакал в Новгород, откуда попыталсябежать в Швецию. Здесь снова решительно выступили новгородцы во главе спосадником Константином Добрыничем и рассекли корабли, приготовленные длябегства. Новгородцы собрали деньги для найма нового варяжского отряда,обложив свободное население: от мужа по 4 куна, от старост по 10 гривен, аот бояр по 18 гривен. В это время Святополк выгнал из Киева Болеслава Храброго. Поляки,побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева, сохраненноесредневековым историком Титмаром: "В большом городе, который был столицейэтого государства (Киеве.-- Б. Р.), находилось более 400 церквей, 8 торговыхплощадей и необычайное скопление народа, который, как и вся эта область,состоит из беглых рабов, стекавшихся сюда отовсюду, и весьма проворныхданов. °н (Киев) оказывал до сих пор постоянное сопротивление печенегам,приносящим много вреда, и подчинял себе других". "Беглые рабы" в этом описании -- очевидно, те изгои, которые со всехконцов Руси стекались в города и попадали здесь то в дружину, то в дворцовыеслуги феодалов. Под "проворными данами" следует понимать разных варягов,служивших тому или иному князю. Это описание Киева важно для нас указаниемна его огромные размеры. Как только Святополк лишился польской поддержки, он уже не смогудержать Киев в своих руках. Ярослав снова овладел городом, но в 1019 годуСвятополк с огромным печенежским войском сделал последнюю попытку захватитьвеликое княжение. В битве на реке Альте Ярослав разбил Святополка. Однако усобицы не затихли. В 1021 году Брячислав, внук Владимира,захватил Новгород, а в 1024 году, когда Ярослав усмирял восстание вСуздальской земле, на Русь из Тмутаракани во главе русско-кавказских войскпришел Мстислав Владимирович. Битва под Лиственом (близ Чернигова) кончиласьпобедой Мстислава: Ярослав и его варяги бежали. Но Мстислав не претендовал на Киев. Он предложил брату такой разделдревней Русской земли: "Сяди в своемь Кыеве... а мне буди си сторона". В1026 году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:Ярослав прия сю сторону, а Мстислав ону". Мстислав овладел всем ЛевобережьемДнепра с Черниговом и Переяславлем, а Ярославу остались Киев и правобережныеземли. Десятилетняя усобица утихла. Из 12 сыновей Владимира I многих постигла трагическая судьба: князьГлеб Муромский был убит на корабле под Смоленском. Его зарезал собственныйповар, подкупленный Святополком, только что вокняжившимся в Киеве истремившимся устранить братьев-соперников. Князь Борис, любимец старшей отцовской дружины и поэтому наиболееопасный соперник для других братьев, был убит во время возвращения из походана печенегов. По летописи, убийство было совершено двумя варягами,посланными Святополком, а по скандинавским сагам, его убили уже знакомые нампо Новгороду союзники Ярослава, варяги Эймунд и Рагнар. Эймунд ночьюворвался в княжеский шатер и убил Бориса (Бурислейфа). Отрубленную головумолодого князя он преподнес Ярославу. Святослав Древлянский бежал из Киевской Руси в Чехию, землю своейматери, но убийцы, посланные Святополком, настигли его в Карпатах и убили. Всеволод Волынский погиб не в усобице, но тоже трагически. Согласносаге, он сватался к вдове шведского короля Эрика -- Сигриде-Убийце -- и былсожжен ею вместе с другими женихами на пиру во дворце королевы. Этот эпизодсаги напоминает рассказ летописи о княгине Ольге, сжегшей посольство своегожениха Мала Древлянского. Князь Святополк, прозванный Окаянным, приводивший на Русь то поляков,то печенегов, проиграв третью решительную битву за Киев, заболел тяжелымпсихическим недугом: "И бежащю ему, нападе на нь бес, и раслабеша кости его,не можаще седети на кони, и несяхунь и на носилех". Князя-убийцу мучиламания преследования, и он, проехав Брест, быстро проскакал через всю Польшуи где-то вдали от Русской земли умер в неизвестном летописцу месте в 1019году. Судислав Псковский, один из самых незаметных князей, по клеветническомудоносу был засажен своим братом Ярославом в "поруб", просидел там 24 года, илишь спустя четыре года после смерти Ярослава племянники выпустили его изтюрьмы, чтобы немедленно постричь в монахи. В одном из монастырей он и умерв 1063 году, пережив всех своих братьев. Как видим, значительная частьсыновей Владимира стала жертвой братоубийственных войн, заговоров, тайныхубийств. В 1036 году, разболевшись на охоте в черниговских лесах, скончалсякнязь-богатырь Мстислав, победивший в свое время в единоборствесеверокавказского князя Редедю. После Мстислава не осталось наследников, ивсе левобережные земли снова соединились под властью Киева: "...перея властьего всю Ярослав, и бысть самовластець Русьстей земли". "Самовластец" укрепил свою власть в северных форпостах Руси Новгороде иПскове, дав Новгороду в князья своего старшего сына и поставив новогоепископа, а в Пскове арестовав Судислава. На юге Ярославу удалось разбитьпеченегов и отогнать их от рубежей Руси. Разбогатев и укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большиесредства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу ВизантииЦарьград. В Киеве, как и в Царьграде, строятся Золотые Ворота, грандиозныйСофийский собор, отделанный мрамором, мозаикой и великолепными фресками(1037 год). Современный Ярославу западный летописец Адам из Бремена называлКиев украшением Востока и соперником Константинополя. Льстивый придворный летописец-киевлянин подробно описывает церковныепостройки Ярослава и его любовь к попам и монахам. При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось сгреческого языка на русский. Из числа таких переводов мы знаем, например,греческое историческое сочинение "Хроника Георгия Амартола". Возможно, что вто время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, аможет быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение иболее серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники. Впоследствии Ярослава стали называть Мудрым. Самовластец всей Руси,киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции,Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом неликого князя; егосовременники употребляют восточный титул "каган", а в конце концов Ярославастали называть царем, как самого византийского императора. Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева илититулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 году Ярослав Мудрый поступилтак, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, безведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви --митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.Хорошо понимая идеологическую силу христианства, Ярослав уделял многовнимания организации русской церкви и монашества. При Ярославе АнтонийЛюбечанин положил начало знаменитому впоследствии Киево-Печерскомумонастырю. Ярослав умер в 1054 году на 76-м году жизни; в Софийском соборе настене была сделана торжественная запись об "успении царя нашего".