Вопрос 1. Понятие штрихового кодирования товаров

Вопрос 3. Оборудование штрихового кодирования

Вопрос 2. Основные термины и стандарты штрихового кодирования

Вопрос 1. Понятие штрихового кодирования товаров.

Тема: «Автоматизация работы с товаром с помощью

ЛЕКЦИЯ

штрихового кодирования»

Учебные вопросы:

 

 

Литература:

1. Белов Г.В. Штриховое кодирование: технологии XXI века М.: Металлургия, 1998

2. Сафаров Т.А. Технология штрихового кодирования. Уфа: Башкортостан, 2000

3. Арманд В.А. Железнов В.В. Штриховые коды в системах обработки информации (интернет-издание)

4. Еженедельник "RETAIL.RU" (www.retail.ru)

5. www.ek-lit.agava.ru (Библиотека экономической и деловой литературы)


 

Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию.

Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.

Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.

Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.

Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом (Приложение 1).

В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.

Правительством РФ принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, на транспорте, в медицине и других сферах. В соответствии с Европейской системой кодирования EAN в России с 1997 г. каждое ЛС получает свой, однозначно идентифицирующий его номер, состоящий из 13 цифр - так называемый уникальный числовой номер ЛС.

Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.

Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:

 

Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).

Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.

Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель уверен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя и до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля товаров в пределах предприятия.

Определение. Штрихово́й код (штрихко́д) - это последовательность чёрных и белых полос, представляющая некоторую информацию в удобном для считывания техническими средствами виде.

История изобретения. В 1948 году Бернард Сильвер (1924-1962), будучи аспирантом Института Технологии Университета Дрекселя в Филадельфии, услышав о необходимости разработки проекта системы для местной продовольственной сети автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле, вместе с Норманом Джозефом Вудландом и Джордином Джохэнсоном начал исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду в апартаменты своего отца для продолжения работы. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе. Он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США № 2 612 994, изданный 7 октября 1952.

В 1951 году Вудланд и Сильвер попытались заинтересовать компанию IBM в развитии их системы. Компания, признав реализуемость и привлекательность идеи, отказалась от её реализации. IBM посчитала, что обработка получающейся информации потребует сложного оборудования, и что его разработку она сможет провести при наличии свободного времени в будущем.В 1952 году Вудланд и Сильвер продали патент компании Филко (Philco в дальнейшем известна как Helios Electric Сompa-ny). В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA. Таким образом датой официального рождения идеи практического применения штрихового кодирования является 7 октября 1952 год.

Способы кодирования информации. Различают линейные и двумерные штрихкоды. Линейными (обычными) называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространённые линейные символики: EAN (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 используются 13 цифр), UPC (UPC-A, UPC-E), Code39, Code128 (UPC/EAN-128), Codabar, «Interleaved 2 of 5». Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20-30 символов, обычно цифр).

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штрихкоды появились исторически ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.

В настоящее время разработано множество двухмерных штрихкодов, применяемых с той или иной широтой распространения. Вот некоторые коды: Aztec Code, Data Matrix, MaxiCode, PDF417, QR код, Microsoft Tag. Соотношения размеров символов двухмерного штрихкода и емкости кода представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество слоёв с данными Размер символа штрихкода Информационная емкость кода в байтах
15x15
27x27
45x45
61x61
79x79
101x101
125x125
151x151

 

Рис.1. Линейный штрихкод. Рис. 2. Двухмерный штрихкод.

 

Регулирование и стандартизация. Присвоением штрихкодов занимается международная некоммерческая и неправительственная организация Ассоциация GS1, созданная в 1977 году. Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / GS1 Russia как член GS1 является единственной организацией товарной нумерации представителем GS1 на территории Российской Федерации. GS1 предоставила ЮНИСКАН / GS1 Russia право использования товарного знака «GS1» в Российской Федерации.