О происхождении и употреблении денег

Анализ

После того, как была сформирована выборка, разработана анкета и проведено интервьюирование (опрос) респондентов, наступает чет­вертый, не менее ответственный этап исследования общественного мнения — анализ собранных данных. Именно здесь вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.

Надежность всех предложенных рекомендаций зависит от обос­нованности и надежности собранных данных. Очень многое тут зависит от погрешностей, возникающих в зависимости от степени репре­зентативности и объема выборки, от того, удачно ли были сформули­рованы вопросы анкеты, насколько корректно и непредвзято выпол­нили свою работу интервьюеры. Но, из всего этого надежность реко­мендаций и предположений зависит в наибольшей степени от вели­чины предельной погрешности для различных по объему выборок.

Погрешность выборки — это погрешность, возникающая вследст­вие того, что опрашиваются только избранные лица, а не все возмож­ные по списку. Если бы мы опросили всех граждан по полному спи­ску, то погрешности выборки не возникало бы. Если бы опросили всех, кроме одного, то все равно имели бы погрешность, поскольку один человек из общего списка оставался бы не опрошенным. Поэто­му чем меньше объем выборки, тем большей будет погрешность.

Необходимо иметь в виду и другие постоянно возникающие про­блемы, особенно при изучении общественного мнения во время изби­рательных кампаний. Казалось бы, и выборки достаточно большие по объему, чтобы репрезентовать нужную для исследования совокуп­ность избирателей, однако с учетом предельных погрешностей ре­зультаты исследований оказываются статистически не значимыми. То есть разница или отклонение в реальных мнениях общественности, зафиксированных исследованием, зачастую оказываются недостаточ­но большими, чтобы перекрыть границы стандартной предельной по­грешности. Поэтому, анализируя полученные данные, всегда нужно определять величину предельной погрешности.

Предельная погрешность свидетельствует о том, в каких пределах может отклоняться реальное мнение всех вероятных респондентов (генеральной совокупности, величина которой превышает 100 тыс.) относительно какого-либо вопроса. Если предельная погрешность ко­леблется в пределах ±5% (погрешность для выборки в 400 человек) и по полученным результатам 60% против 40% высказались, скажем, в пользу борьбы с токсичными отходами, то можно быть уверенным, что в 95 случаях из 100 часть тех, кто проголосует в поддержку этой борьбы, будет колебаться от 55 до 65%. Итак, можно прогнозировать победу борцов за охрану окружающей среды. Однако если предель­ная погрешность лежит в пределах ±10% (погрешность для выборки в 100 человек), и за эту борьбу проголосовало бы 65% опрошенных из­бирателей, результаты выборов предвидеть невозможно. Действи­тельные результаты будут колебаться между 45 и 65%.

К тому же нельзя забывать, что результаты изучения обществен­ного мнения фиксируют его состояние лишь на момент проведения опроса респондентов. А настроения людей, их отношение постоянно меняются под давлением политических событий. Чрезвычайно притя­гательные по силе события способны бросать общественное мнение из одной крайности в другую.

Поэтому, прежде чем делать выводы и давать рекомендации на основании анализа результатов исследования общественного мнения, нужно еще и еще раз взвесить их с точки зрения обоснованности, на­дежности и статистической значимости, связанных с предельными погрешностями.

 

 

Итак, разделение труда связано с обменом и зависит от масшта­бов рынка. Но обмен может развиться и стать регулярным только тогда, когда он опосредуется деньгами.

Постепенно в мире товаров выделяется такой товар, который, как правило, нужен всем и поэтому всегда берется в обмен. У раз­ных народов и в разные эпохи роль такого товара играли скот, шкуры животных, соль и т.д. Но со временем роль денег у всех народов закрепилась за металлами (медь, железо, потом серебро, золото), так как они обладают рядом важных свойств: меньше подвержены порче, их легче хранить, даже в малых количествах металлы (особенно золото) могут храниться и перемещаться как большая ценность.

Первоначально в качестве денег употреблялись слитки ме­таллов. Но слитки каждый раз приходилось взвешивать, опреде­лять пробу. В таких условиях, пишет А. Смит, неизбежны были грубый обман и надувательство. Поэтому государства стали че­канить монету — небольшие слитки определенного веса и опре­деленной пробы, удостоверенные государственным клеймом. Продавцы и покупатели стали принимать монеты «на веру», не проверяя их пробы и веса. Но это доверие нередко обманыва­лось. Короли и князья скоро обнаружили, что можно умень­шить вес монеты, ухудшить ее пробу, но сохранить при этом старое ее название и расплачиваться по своим долгам, обманы­вая кредиторов. Ко времени А. Смита вес английского серебря­иого фунта уменьшился в 36 раз по сравнению с первоначаль­ным весом, вес французских монет — в 66 раз.

Деньги облегчают обмен, в деньгах выражается цена товаров. От вопроса о происхождении денег А. Смит переходит к другим очень важным вопросам: что представляет собой цена товара? от чего она зависит? как формируется?