Всемирная выставка в Австро-Венгрии, Вена, парк Пратер, 1873.

В 1873 году всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции — в столице Австро-Венгрии, Вене. С точки зрения габсбургской монархии, выставка должна была придать новый импульс модернизации страны и восстановить её уверенность в себе после поражений в войнах с Пруссией и Италией.

Организаторами Венской выставки выступили крупные банкиры и индустриалисты, в том числе Ротшильды и Круппы. Акцент был сделан не столько на просвещении публики (как официально декларировалось), сколько на заключении прибыльных сделок. Экспозиция привлекла в Вену толпы предпринимателей со всего мира, что вызвало «ценовую революцию» в венских кафе, ресторанах и гостиницах.

В течение выставки её участникам было вручено 25572 медали. Параллельно с выставкой проводился конгресс по патентному праву. Кроме того, в австрийскую столицу съехались дипломаты, которым было поручено оформить союз трёх императоров.

Отличительной чертой выставки было внимание к национальным культурам стран-участниц. На лугу была оборудована «международная деревня» с крестьянскими жилищами разных народов. В этой выставке впервые принимали участие экзотические для европейцев страны Африки, а также Япония. Огромный ажиотаж среди репортёров вызвало появление в Вене персидского Насреддин-шаха.

Для размещения экспозиции был выделен парк Пратер, в котором находился центральный павильон — Ротонда, просуществовавший до 1937 года, несмотря на постоянные протечки крыши.

Архитектура. На выставке в Вене впервые появился выставочный комплекс. Главное здание теряло свое доминирующее значение. Возникло много отдельных павильонов. Страны-участницы демонстрировали свои достижения на фоне национальной архитектуры. Однако это привело к трудностям создания из их разнообразия единого целого.

Рис. Выставочная ротонда. Всемирная выставка в парке Пратер в Австро – Венгрии, Вена, 1873.

Архитектор Фишгрет создал комплекс главного павильона, объединяемый ротондой. Радиальные переходы соединяли ротонду с центральным помещением. В главном павильоне можно было увидеть разграничение отдельных экспозиционных залов. Преимущества такой планировки – в удобстве перемещения посетителей, последовательно осматривающих экспозицию по заданному плану, и в наличии независимых входов в каждый раздел Широкие проходы позволяли легко подвозить экспонаты к стендам.

Рис. Интерьер. Всемирная выставка в парке Пратер в Австро – Венгрии, Вена, 1873.