Две традиции описания материи

Естественнонаучные парадигмы познания

Лекция 3

 

6. Лозовский В.М., Лозовский С.В. Конц. совр. естествознания. – СПб.: Лань, 2006. – с.18-20.

Зарождение научного знания связано с появлением первых научных школ в Древней Греции (VI – IV вв. до н.э.). Первыми учеными-естествоиспытателями и философами считаются представители милетской школы материалистического направления Фалес Милетский (624-547 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.) и Анаксимен (585-525 до н.э.), поставившими вопрос о материальном первоначале (субстанции) всего сущего: Фалес первоначалом мира считал воду, Анаксимандр – апейрон или неопределенную материю, Анаксимен – воздух.

Но в Древней Греции существовали и школы идеалистического толка: философ Платон (427-347 до н.э.) за первичное признавал мир идей и вечных духовных сущностей, они первичны, а материальный мир вторичен. Сейчас некоторые ученые к миру идей относят математические принципы и понятия.

Примерно 2,5 тыс. лет назад древнегреческие мыслители сформулировали и развили идею о материальной основе всех вещей; выдвинули идею вечного движения, всеобщей изменчивости вещей (Гераклит, 540-480 гг. до н.э.); сформулировали два подхода описания материального мира, две концепции – концепцию непрерывности материи и атомистическую концепцию. Было положено начало континуальной и корпускулярной традиций в науке о природе и предложены основополагающие подходы к познанию природы.

Трудами Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) была заложена концепция непрерывности материи (континуальная концепция), отрицавшая пустоту в природе: материальный мир – беспредельно делимая субстанция, заполняющая пространство, в котором совершаются движения. Под действием пар из четырех «первичных сил» (горячего, холодного, сухого и мокрого) первичная материя приобретает вид одной из четырех «стихий» (огня, воздуха, земли, воды). Стихии, соединяясь, образуют разнообразные «вещества», а из них - различные тела.

Аристотель ввел представление о «естественном» движении: вниз, вверх на земле и круговое движение небесных тел и о «насильственном» движении: всякие иные движения на земле, просуществовавшее до XVII в.

Атомистическая концепция связана с именем Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.): в мире есть лишь два «начала»: пустота (небытие) и атомы (бытие). В бесконечно пустом пространстве беспорядочно движутся разнообразные по форме атомы, сталкиваясь и соединяясь, они образуют различные тела.

И с именем Эпикура (341-270 гг. до н.э.): его атомистические взгляды отличаются большей физичностью. Все процессы в природе – это изменение сочетаний различных атомов, Эпикур впервые допускает наличие как субъективной, так и объективной случайности в поведении атомов, т.е. в наивной форме выразил гениальною догадку о внутреннем источнике движения материи.

В познании природы преобладала континуальная традиция Аристотеля, атомистика возродилась вновь лишь в XVII в. и восторжествовала в XX в. Именно с XVII-ым веком связывают появление науки как полноценного социально-духовного образования: создается первая естественнонаучная теория Галилея-Ньютона и зарождаются первые научные объединения.

Основой этому послужила античная наука, давшая непревзойденный образец законченной системы теоретического знания – геометрию Евклида; создавшая космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировавшая идеи целого ряда будущих наук – физики, химии, биологии и т.д.

Древнегреческая наука являлась натурфилософией – философией природы, мало связанной с решением практических задач, она осуществила переход от мифологического знания к строгой системе логических доказательств. За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное образование со своей структурой, охватившей огромную область знаний с более, чем 15 тыс. дисциплин, которую развивают в мировом масштабе свыше 5 млн. ученых по профессии.

Наука - феномен новоевропейской цивилизации (западной культуры XVII в.), – это результат ньютоновской научной революции, радикально сменившей структуру, принципы и методы научного познания и картину миропонимания.