Новаторство Наполеона в отношении прессы

Отличие созданной в начале XIX столетия во Франции авторитар­ной концепции от аналогичной концепции XVII—XVIII веков в том, что для Людовика XIII и кардинала Ришелье пресса была инструментом власти, ее использовали в интересах правительства. Наполеон превра­тил журналистику в орудие власти, поставив практически всю прессу на службу себе. Кроме того, наполеоновская журналистика практиче­ски впервые в истории мировой прессы стала элементом пропаганды. «Мы должны управлять общественным мнением» — это высказывание Наполеона на заседании Государственного совета в июне 1804 года ста­ло широко известным.

Задумывая войну с той или иной страной, Наполеон за некоторое время до начала боевых действий продумывал план пропагандистского прикрытия военного вторжения. К примеру, с конца 1811 года он стал готовить общественное мнение Франции и при возможности завоеван­ных стран Европы к необходимости завоевать Россию. В ход пускались не только газетные статьи, читатели которых подводились к мысли о том, что Россия — дикая, варварская страна. Распространялись также сфальсифицированные заведомые фальшивки, самая известная из которых — так называемое «Завещание Петра Великого» (текста которого в действительности никогда не существовало), где якобы говорилось о необходимости завоевать соседние с Россией страны и выйти к берегам Индийского океана. Таким образом, Наполеон стремился выглядеть в гла­зах общественного мнения защитником Европы от русских варваров.

Наполеон широко использовал политику дезинформации против­ника через подконтрольную прессу. По его приказу в газетах публико­вались выгодные для Франции слухи о военных и политических побе­дах над врагами. Так, например, накануне бегства из Москвы осенью 1812 года Наполеон пытался представить сложившуюся ситуацию в вы­годном для себя свете. Он писал подчиненным ему германским князь­ям: «Я не только желаю, чтобы мне посылались подкрепления, но я же­лаю также, чтобы преувеличивалась численность этих подкреплений и чтобы князья заставили свои газеты печатать о большем числе отправ­ляемых [в Россию] войск, удваивая это число».

Нередко Наполеон подкупал иностранных журналистов, а иногда и целые газеты враждебных ему стран, чтобы, таким образом, повлиять на общественное мнение и склонить его в пользу Франции. В то же вре­мя по его инициативе в Париже была создана англоязычная газета Argus («Аргус» — «Бдительный страж»). На ее страницах перепечатывались из европейских газет статьи, авторы которых писали про Францию и На­полеона в положительных тонах. Большая часть тиража газеты распро­странялась в Англии — стране главного противника.

Эффективность политики Наполеона в отношении прессы была очевидной даже его врагам. Так, министр иностранных дел Австрии Клемент Лотар фон Меттерних (1773-1859) писал в июне 1808 года: «Трехсоттысячное войско не сможет завоевать страну и ее пределов бы­стрее, чем дюжина перьев наполеоновских журналистов».