Вопросы для самопроверки
Практикум
Разработка и использование экономических загадок на семинарском занятии. Чтобы разработать экономическую загадку, надо выявить проблему и представить ее в разных вариантах. Например, многие согласятся, что насущные блага должны потребляться и получаться в независимости от дохода. Подойдем к этому утверждению с другой стороны: «Там, где насущные блага раздаются бесплатно, образуются длинные очереди за их получением».
Для исследования этой проблемы воспользуемся принципами экономического мышления. Перечислим их:
1. Люди выбирают.
2. Выбор, совершаемый людьми, неизбежно связан с затратами.
3. Люди реагируют на стимулы предсказуемым образом.
4. Люди создают экономические системы, которые воздействуют
на индивидуальный выбор и мотивы.
5. Люди получают выгоду от добровольного обмена.
6. Выбор людей приводит к последствиям, проявляющимся в будущем.
Человек живет в мире ограниченных ресурсов. Они ограничены по отношению к потребностям людей. Способ распределения ресурсов зависит от экономической системы, которая воздействует на индивидуальный выбор и стимулы. Рыночная цена выравнивает спрос и предложение на ресурсы и товары. Там, где экономические блага раздаются бесплатно, их получают, прежде всего те, кто приближен к их распределению.
Два этих утверждения представляются правомерными и убедительными. Разновариантность явления побуждает студента искать аргументы для объяснения, систематизировать, анализировать и оценивать экономический материал, которым он владеет.
На семинарском занятии предлагается в малых группах разработать по одной экономической загадке и предложить для исследования другим группам. В конце занятия провести конкурс на лучшую экономическую загадку.
Пример экономической загадки:
Почему преподаватели, имея «мизерную» заработную плату, добросовестно и ответственно относятся к своей работе?
1. Перечислите выгоды и затраты исследования в учебном процессе.
2. Каким образом можно создать проблемную ситуацию? Приведите конкретные примеры.
3. В чем особенности метода моделирования?
4. Имеет ли негативные качества метод исследования?
5. Что объединяет методы исследования и моделирования?
Литература
1. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры, дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. Рига, 1995.
2. Крамаренко, В. И. Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. Пособие/В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида», 1999.
3. Хвесеня, Н. П. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии / Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании: Материалы науч.-практ. конф. (Минск, 14-15 ноября 2000 г.) / Центр проблем развития образования БГУ / Под ред. М. А. Русаковского. Минск, 2001.