Вопросы для самопроверки

Практикум

Разработка и использование экономических загадок на семинар­ском занятии. Чтобы разработать экономическую загадку, надо вы­явить проблему и представить ее в разных вариантах. Например, многие согласятся, что насущные блага должны потребляться и по­лучаться в независимости от дохода. Подойдем к этому утверждению с другой стороны: «Там, где насущные блага раздаются бесплатно, образуются длинные очереди за их получением».

Для исследования этой проблемы воспользуемся принципами экономического мышления. Перечислим их:

1. Люди выбирают.

2. Выбор, совершаемый людьми, неизбежно связан с затратами.

3. Люди реагируют на стимулы предсказуемым образом.

4. Люди создают экономические системы, которые воздействуют
на индивидуальный выбор и мотивы.

5. Люди получают выгоду от добровольного обмена.

6. Выбор людей приводит к последствиям, проявляющимся в бу­дущем.

Человек живет в мире ограниченных ресурсов. Они ограничены по отношению к потребностям людей. Способ распределения ресур­сов зависит от экономической системы, которая воздействует на индивидуальный выбор и стимулы. Рыночная цена выравнивает спрос и предложение на ресурсы и товары. Там, где экономические блага раздаются бесплатно, их получают, прежде всего те, кто приближен к их распределению.

Два этих утверждения представляются правомерными и убедитель­ными. Разновариантность явления побуждает студента искать аргументы для объяснения, систематизировать, анализировать и оценивать эконо­мический материал, которым он владеет.

На семинарском занятии предлагается в малых группах разрабо­тать по одной экономической загадке и предложить для исследова­ния другим группам. В конце занятия провести конкурс на лучшую экономическую загадку.

Пример экономической загадки:

Почему преподаватели, имея «мизерную» заработную плату, добросовестно и ответственно относятся к своей работе?

1. Перечислите выгоды и затраты исследования в учебном про­цессе.

2. Каким образом можно создать проблемную ситуацию? Приве­дите конкретные примеры.

3. В чем особенности метода моделирования?

4. Имеет ли негативные качества метод исследования?

5. Что объединяет методы исследования и моделирования?

Литература

1. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры, дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. Рига, 1995.

2. Крамаренко, В. И. Методика преподавания экономических дисци­плин: Учеб. Пособие/В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида», 1999.

3. Хвесеня, Н. П. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии / Учебное знание как основа порождения куль­турных форм в университетском образовании: Материалы науч.-практ. конф. (Минск, 14-15 ноября 2000 г.) / Центр проблем развития образова­ния БГУ / Под ред. М. А. Русаковского. Минск, 2001.