Гуманизм и развитие исторической мысли.

Состояние исторической мысли средневековья.

Историческая мысль гуманистов (15-17 вв.)

Лекция 2.

План:

1. Состояние исторической мысли средневековья

2. Гуманизм и развитие исторической мысли

3. Гуманистическая историография в Италии

4. Крупнейшие представители гуманизма в странах Западной Европы

5. Изучение истории и научная революция 17 века

Источники и литература:

· Биск И. Указанное сочинение

· Историография… М., 1990

· Макиавелли Никколо. История Флоренции. Л., 1973

· Мор Т. Золотая книга стол же полезная как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. М., 1953

· Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда 3. М., 1973

· Творения блаженного Августина. Киев, 1902

Понятия и ведущие идеи:

Дуализм. Провиденциализм. Четыре монархии. Возрождение. Гуманизм. Рационализм. Л.Бруни. Ф.Биондо. Л.Валла. Н.Макиавелли. Ф.Гвиччардини. Ж.Боден. Т.Мор. Ф.Бэкон. С.Франк. Политико-риторическая школа. Эрудитская критическая школа. Новая политическая школа. Циклизм Макиавелли. Идея прогресса в истории. Научная революция 17 века. Механистическое мировоззрение. Теория «общественного договора». Теория «естественного права».

 

Историческая мысль средневековья находилась под влиянием церковной монополии. «Историки» - монахи писали анналы-хроники. Писались исторические сочинения или «истории» - компилятивные, акритичные произведения. Язык – латынь. Методологическая основа – богословская концепция епископа Блаженного Августина (354-430 гг.), изложенная в его произведении «О граде Божьем». Ее главные элементы – дуализм (земное-небесное) и провиденциализм (предопределенность человеческой жизни от воли Бога, провидение – судьба).

Периодизация всемирной истории – четыре ступени-четыре монархии: Ассиро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская. В науке господствовала геоцентрическая система Птолемея..

Гуманизм – одна из форм буржуазной идеологии разрушающей корпоративное сознание средневековья, возникает в эпоху Возрождения. В рамках широкого идейного течения гуманизма с начала 15 в. стала развиваться и гуманистическая историография.

Мировоззрение гуманистов

Не теологическая, а светская система взглядов – мир рассматривался не с богословских, а с рационалистических позиций;

Человек не трактовался как греховный сосуд и не проповедовался аскетизм – восхвалялся человек-творец с его безграничными познавательными возможностями как высшее создание природы;

Гуманисты проявляли огромный интерес к античной культуре (в противовес церковным запретам).

 

 

Задачи истории.

Смысл изучения истории в ее прямолинейной полезности для человека: история является школой всеобщей, в частности политической мудрости, поэтому она особенно важна для государственных деятелей, уча их на примерах прошлого искусству управления, ведения войн…; история-школа морали; чтение истории – развлечение.

Заслуги историков-гуманистов.

Стремление изгнать из истории все сверхъестественное и придать ей светский характер.

Отказ от провиденциализма, рассмотрение истории как результата деятельности только людей, рационализм.

Предпринимались отдельные попытки найти внутренние закономерности исторических процессов.

Отказ от средневековой периодизации истории – заложены основы современной ее периодизации – древняя-средневековая-новая. Собственно гуманисты доказывали качественное отличие античности от средневековья. Окончательно вышеуказанное членение истории стало заслугой просветителей

Начало исторической критики – анализ исторических фактов с точки зрения их достоверности.

Использование наряду с латынью национальных языков.

Крупнейшие просветители:

Л.Бруни, Ф.Биондо, Л.Валла, Н.Макиавелли, Ф.Гвиччардини (Италия), Ж.Боден (Франция), Т.Мор, Ф.Бэкон (Англия), С.Франк (Германия).