Оценка и измерение качества
Квалиметрия является взаимосвязанной системой теорий:
1. Общая квалиметрия занимается разработкой и исследованием общетеоретических проблем, которые включают: систему понятий, законы и методы оценки, правила, методы ранжирования и оценки значимости параметров;
2. Специальные квалиметрии используют модели и алгоритмы оценки, точности и достоверности оценок: экспертную квалиметрию, квалиметрическую таксономию, т.е. теорию классификации и систематизации объектов со сложной иерархической структурой; методы оценки качества на основе теории вероятностей и математической статистики;
3. Предметные квалиметрии позволяют провести анализ качества в зависимости от предмета или объекта оценки, и включает квалиметрии: решений и проектов; процессов; информации; продукции, услуг и техники; труда и деятельности; персонала; спроса.
Оценка уровня качества выступает как совокупность операций, включающих выбор показателей, определение их численных значений, значения базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.
Показатель качества объекта представляет количественную характеристику свойств, входящих в состав качества. Основные показатели качества могут быть единичными и комплексными. Единичный показатель качества характеризует только одно свойство оцениваемого объекта. Комплексный показатель качества используется для оценки группы свойств и позволяет охарактеризовать качество объекта или группу его свойств.
Качество процесса подготовки и реализации УР определяется качеством всех используемых процедур и операций. Качество оценивается относительно норм, стандартов, критериев.
Подходы к оценке качества процедур, составляющих процесс ПРУР.
1. Информационная подготовка
2. Разработка вариантов, выбор и реализация УР
3. Процедура «согласования вариантов и утверждения УР»
4. Процедура «контроль исполнения УР»
5. Процедура «информирование о результатах выполнения УР»
Из восьми процедур высокое качество могут обеспечить шесть процедур ПРУР. Две процедуры не вошли в систему управления качеством – это согласование вариантов и утверждение УР.
При выборе, разработке и реализации управленческого решения большое значение приобретают используемые технологии и методы.
Таблица 14.2.
Таблица для первоначального выбора технологии и метода
| Используемые технологии и методы | При выборе УР | При разработке УР | При реализации УР |
| Инициативно-целевая технология | - | + | - |
| Программно-целевая технология | + | + | + |
| Регламентная технология | - | - | + |
| Аналитический метод | - | + | - |
| Статистический метод | + | + | + |
| Матричный метод | + | + | - |
| Активизирующий метод | - | + | - |
| Экспертный метод | + | + | - |
| Эвристический метод | - | + | - |
| Метод сценариев | + | + | - |
| Метод «дерево решений» | + | + | - |