Либерализм

Либерализм, как самостоятельное общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства, сформировался на базе политических идей Б.Констана, А. де Токвиля в конце 17-18 вв.

Либеральное мировоззрения базируется на идее индивидуализма – концепция, рассматривающая отдельного индивида как основное движущее начало в обществе, развивался рука об руку с гуманизмом, идеями самоценности человека и человеческой свободы. В концепции индивидуализма человек способен устанавливать законы собственной нравственности и поведения.

Именно индивидуализм лежит в основе права каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность, в основе принципа отождествления свободы и частной собственности, которые в совокупности стали могущественной стимулирующей силой развития производительных сил, общественно-исторического развития, формирования и утверждения политической демократии. Частная собственность здесь рассматривается в качестве гаранта и меры свободы.

Именно из экономической свободы выводилась свобода политическая и гражданская. Воплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступают принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализация которых обеспечила беспрецедентные темпы роста производительных сил.

С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялись проблемы отношений государства и отдельного человека, а именно проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривалась как сфера реализации естественной свободы и, стало быть, естественного права.

Исходя из этого постулата были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы, в которых право было превращено в инструмент гарантирования каждому отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и пр. В политической сфере они нашли свое выражение в идее государства - "ночного сторожа", а также правового государства, демократии и парламентаризма.

Либеральная концепция государственного устройства строилась на принципах конституционализма, парламентаризма и правового государства. Основополагающее значение имел принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, вторые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина.

Либерализм и демократия обусловливают друг друга, но их нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти.

Комплекс рассмотренных здесь принципов, идей и концепций, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее. Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в англосаксонских странах.

Кризис 30-х гг. перечеркнул ряд важнейших постулатов классического либерализма.

Во второй половине XX в., появляется исторически обновленная форма – "неолиберализм" или "социальный либерализм". Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а достоинством правительства ориентация на моральные принципы и ценности.

Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику. В основу политической программы неолибералов легли идеи необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности определять демократичность политической жизни по принципу правления большинства, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. В то же время сохранившаяся в неолиберализме традиционное отношение к морали как к частному делу человека ограничивает электоральную базу этих представлений в современных условиях. С другой стороны, именно основные ценности либерализма легли в основу многих национальных идеологий, стали ориентирами для неоконсерваторов и христианских демократов.