Философия даосизма.

Даосизм –древнекитайское учение, основателем которого считается Лао-цзы, возникло в VI в. до н.э. Главными понятиями являются «дао» и «дэ». Дао – это вселенский путь, непрерывное и вечное движение мироздания по кругу. Дао – это бестелесный образ мира, его внутренняя структура и гармония. В даосизме признается пять первоэлементов телесного мира – вода, земля, огонь, металл, дерево, из которых складывается Целое. Дао проявляет себя в чередовании противоположного: счастья и несчастья, пользы и вреда приобретений и утрат.

«Дао дэ Цзин» – «Книга пути и благодати», приписывается Лао-цзы, VI-V вв. до н. э.

 

Лао-цзы и учителя даосизма учили, что Дао – это могущественный поток бытия, увлекающий за собой человека и все живое. Следовать дао – значит не нарушать гармонии дао, не вмешиваться в естественный ход событий, где добро и зло – это необходимые проявления дао. Совершенномудрый проповедует «недеяние», недопустимость активного вмешательства человека в ход событий. Тот, кто познал великий образ дао, приносит людям мир, благополучие и счастье. «Дэ» - это благо, добродетель и возвращение к изначальному, к естественности. «Создавать и воспитывать…создавая, не обладать…руководя, не считать себя властелином… приводя в движение, не прилагать к этому усилий – вот что называется глубочайшимдэ».

«Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отрывается от постоянного дэ и возвращается к изначальному…к естественности. Когда естественность распадается, она превращается в средство, при помощи которого совершенномудрый становится вождем и великий порядок не разрушается…

Создавать и воспитывать… создавая, не обладать…руководя, не считать себя властелином… приводя в движение, не прилагать к этому усилий… – вот что называется глубочайшим дэ.

(Китайская мудрость даосизма. Дао дэ Цзин)

 

Дао – бесформенная и бестелесное существование, образ мира, небытие вещей, но их внутренняя структура, гармония. Первоначальное дао – это образ Великого Единого. Его свойства – равновесие, гармония, мера. Дао – нескончаемая нить и действие, глубочайшие врата рождения. Дао – праотец всех вещей. В даосизме признается пять первоэлементов телесного мира – вода, земля, огонь, металл, дерево. Целое складывается из необходимых элементов, при утрате одного гибнет Целое. Дао следует самому себе, находится в бесконечном движении, не достигает предела и возвращается к сущности, в этом состоит постоянство развития мира. Дао проявляет себя в чередовании противоположного: счастья и несчастья, пользы и вреда приобретений и утрат, начал и концов, существования и гибели, успехов и поражений. Дао – это естественный «Путь», направляет движение Целого.

Мудрость даосизма.

«Совершенномудрый не обладает человеколюбием и представляет народу возможность жить собственной жизнью». «В движении главное – покой».

«…чем дальше идёшь, тем меньше знаешь».

«Когда государство в смуте, появляются верные слуги».

Дао – Великий Путь. «Верные этому пути избегают полноты; ведь изнашиваться, не превращаясь в нечто новое, может только неполный…Упадок начинается с расцвета, высшее наслаждение переходит в скорбь, солнце в зените – значит, начинает садиться, полнолуние ведет к ущербу».

«Знай меру и не испытаешь позора».

«Самое нежное…побеждает самое крепкое».

«Видеть значительное в малом называется мудростью».

«Простолюдины знают, что выгода – это выгода, а ущерб – это ущерб, и только мудрецу ведомо, когда ущерб обращается в выгоду, а выгода – в ущерб… Глупец думает – всё полезно, что радует глаз и сердце; мудрец же избегает этого».

Мудрец знает, что нанося вред, на самом деле можно принести пользу, принося пользу – на самом деле, можно нанести вред, захватывая – на самом деле можно оказаться захваченным, отдавая – на самом деле можно взять.

(Лао-цзы и учителя даосизма, по источникам «Дао дэ Цзин», «Хуайнань Цзы»).