Рождение и расцвет мусульманской цивилизации

 

Огромное значение имело объединение арабских племен на основе ислама. Основателем ислама (в переводе с арабского «покорность») был пророк Мухаммед (570–632), реальное историческое лицо. Он принадлежал к жреческому роду, но детские годы провел в бедности, рано остался без родителей. По роду занятий будущий пророк был торговцем, много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям. Новое вероучение, которому было суждено стать одной из мировых религий, было обретено Мухаммедом как божественное откровение свыше[70]. Некоторые исследователи считают, что это произошло во время очередного эпилептического припадка.

Мухаммеду удалось создать сильное централизованное государство, в котором верховный правитель был одновременно и религиозным вождем.

Арабы объединились для распространения ислама путем религиозной войны (газават). Их мощная экспансия затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов находились Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Необходимость ведения военных действий, порядок распределения военной добычи в немалой степени обусловили формирование феодальных отношений в разных странах.

У арабов в VIII–IX вв. основной формой земельных владений стали земельные участки, предоставляемые халифом в качестве пожалования. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. Арабские феодалы были обязаны военной службой. Значительная часть земель принадлежала мусульманским духовным учреждениям (вакф). С этих земель не собирали налогов и не требовали военной службы. Широкое распространение приобрела практика дарения земельных владений духовенству. Такие вакфы были номинальными, т. к. феодалы большую часть доходов оставляли за собой. Арабы не навязывали ислама в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.