Феодальная система хозяйства


       
 
 
   

Общество франков делилось на марки уже не родовые общины, а сельские. Если родовая община большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она делилась для пользования между членами марки и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находилось уже в безусловной частной собственности. Появление правящей верхушки — это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения. Однако класс феодалов рождался как класс военных.

власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рен­та и феодальная зависимость освобождали от военной по­винности. Военные походы отрывали крестьян от хозяй­ства и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. К середине IX в. процесс зак­репления крестьян за феода­лами был почти закончен. За­вершающим актом феодализа­ции стал закон о том, что каж­дый свободный франк должен был найти себе сеньора.

Поскольку военная служба
строилась на земельной осно­
ве, крупный землевладелец
должен был являться на служ­
бу не один, а с отрядом, соот­
ветствующим его земельным
владениям. Этот отряд он фор­
мировал из военных-профес­
сионалов—рыцарей, которым ----------------------------------------------

выделял часть земли и кресть­ян в своих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не ко­ролю, а своему непосредственному сюзерену. Да и независимые мелкие феодалы предпочитали иметь мощного покровителя.

Чем больше были владения феодала, чем больше было у него вассалов, тем больше было его войско. Крупный феодал по силе не уступал королю. И короли были вынуждены подтверждать су­веренитет таких феодалов, давая им иммунитеты — документы, по которым феодал в своих владениях заменял короля.

Что из себя представляло хозяйство франков, когда формиро­вание феодализма заканчивалось, т.е. в VI1I-IX вв. ?

Городов как центров ремесла и торговли пока еще не было. Ре­месло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зароды­ше. Поэтому мы должны рассматривать практически только одну отрасль хозяйства — сельское хозяйство. Задача упрощается тем, что хозяйство страны состояло из одинаковых по характеру и струк­туре, экономически между собой не связанных феодальных вла­дений. Владения монастырей, епископов и даже самого короля принципиально не отличались от остальных феодов.


Раздел II

Однако нужно уточнить, что такое феодализм и феодальная собственность на землю, потому что европейский классический феодализм существенно отличался от российского крепостниче­ства. В основе феодальных отношений лежала феодальная собствен­ность на землю. А феодальная собственность на землю это право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые жи­вут на ней, причем ренты фиксированной, т.е. определенной законом или обычаем. Феодальные отношения предполагали двух собственни­ков земли: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьяни­на, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю не только передать по наследству, но и продать, только к покупателю переходила и обязан­ность платить ренту. Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в фео­дальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих за­висимых людей так и называли рабами (сервами).

Хозяйство феода было натуральным: здесь не производилась про­дукция для продажи за пределы феода, а все, что потреблялось, про­изводилось внутри феода. Феод экономически не нуждался в осталь­ном мире.Поэтому внутри феода дополнительно к сельскому хо­зяйству работали и ремесленники: кузнецы, плотники, ткачи. Но ремесло не было отделено от земледелия: ремесленники из крес­тьян выполняли заказы своих соседей и самого феодала, но не го­товили изделий для продажи за пределы феода. И потому быт кре­стьян и феодалов пока различался немногим: феодалы ели ту же пищу, что и крестьяне, носили такую же одежду домашнего изго­товления.

Торговля, как было уже было сказано, существовала в зачаточ­ной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для тор­говли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был «бо­жий мир»: здесь нельзя было грабить и убивать, это считалось тяг­чайшим грехом. Чтобы понять это обстоятельство, надо предста­вить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым был вне закона. Его мож­но было безнаказанно ограбить и даже убить. Особенно соблазни­тельной и беззащитной добычей был купец, который приезжал с товарами из далеких мест. Но в церкви он был под защитой.

Потом торговля была перенесена на площадь перед церковью, потому что сфера «божьего мира» теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это время над пло­щадью поднимался флаг и площадь становилась частью церкви. Так рождались первые ярмарки.

Подводя итоги пяти столетиям, которые прошли после гибели Рима, мы прежде всего замечаем регресс в экономике и культуре: