Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала.

Государство использует следующие меры регулирования движения капитала:

1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;

2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктурой, оказание технической помощи.

Показателен опыт государственного регулирования движения капитала США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь — защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия, предоставляемые государственным органам по антитрестовскому законодательству. В целом же возможности местной администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче опыт по стимулированию инвестиций. Один из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США — зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств.

Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты США предусматривают: налоговые льготы; субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информацией потенциальных инвесторов.

Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., г. Джакарта) «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. В этом «кодексе», который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

· транспарентность;

· недискриминационный подход к странам-донорам;

· национальный режим для иностранных инвесторов;

· сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;

· минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

· отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;

· обеспечение регистрации и конвертируемости;

· устранение барьеров при вывозе капитала;

· избежание двойного налогообложения;

· соблюдение иностранным инвестором наравне с собственным национальным законодательством законов, административных правил и положений страны реципиента;

· разрешение на въезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;

· разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшим критерием в привлечении внешних инвестиций.