Лекция 3. Методы в ТМО
Синергетика
Еще один подход к исследованию систем связан с так называемой бельгийской школой во главе с И. Пригожиным. Этот ученый занимался термодинамикой неравновесных физических систем (Нобелевская премия 1977 г.) и обнаружил, что выявленные им закономерности справедливы для систем любой природы. Он как бы заново открыл уже известные свойства систем, но, кроме этого, предложил новую теорию динамики систем. Суть его теории заключается в следующем.
Материя не является пассивной субстанцией; ей присуща спонтанная активность, вызванная неустойчивостью неравновесных состояний, в которые приходит система в результате взаимодействия с окружающей средой. Так реализуется механизм самоорганизации систем, причем в особые «переломные» моменты (точки бифуркации) принципиально невозможно предсказать, станет ли система менее или более организованной. |
Контрольные вопросы
1. Может ли какое-либо явление быть несистемным?
2. Что такое проблемная ситуация?
3. Какая, по-вашему, деятельность не может быть алгоритмизирована?
4. Приведите пример деятельности, которая ранее считалась чисто эвристической, а теперь успешно алгоритмизирована?
5. Какие особенности мышления позволяют утверждать, что оно системно?
6. Приведите аргументы в пользу системности всей материи.
7. Каковы основные события в развитии системных представлений в течение последних 150 лет?
8. Что означает греческое слово «система»?
9. В чем отличие кибернетики Винера и теории систем Берталанфи?
10. Какой взгляд на системность мира выражает синергетика?
Литература
1. Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасов. Введение в системный анализ. М.: «Высшая школа», 1989. 519.8(07)У П27.
2. В.А.Губанов и др. Введение в системный анализ. Л., 1988.
3. Р.Пэнтл. Методы системного анализа окружающей среды. М.: Мир, 1979.
4. Н.В.Чепурных, А.Л.Новоселов. Экономика и экология. Развитие, катастрофы. М.: Наука, 1996.
5. Д.Б.Браун. Системы обеспечения техники безопасности. М.: 1979.
6. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса».
[1] Телеология – (финализм) – философская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных богом или природой целей; учение о цели и целесообразности
План
1. Методология и методы ТМО
2. Методы анализа ситуации.
3. Экспликативные методы
4. Прогностические методы.
Методология – это совокупность приемов, способов и путей, иначе говоря, методов познания. ТМО использует самые различные методы — традиционные и научные, качественные и количественные, формальные и рефлективные и т.д. Значение проблемы методов велико, ибо речь идет о путях и процедурах, которые призваны привести к наиболее надежным знаниям о международных отношениях. В 1960-е гг. по проблемам методов началась дискуссия. Она развернулась между сторонниками научного и традиционного подходов.
Сторонники традиционного, или классического подхода в исследовании международных отношений (Г. Моргентау, Р. Арон, М. Уайт, Х. Булл и др.) опирались на достижения философии, данные истории и права, интуицию и здравый смысл. При этом они подчеркивали относительность и несовершенство наших знаний, которые, по их мнению, могут рассматриваться только как гипотетические и неокончательные. Традиционалисты тяготеют к качественным, описательным, интуитивным методам и считают, что в ТМО не существует таких проблем, которые нельзя было бы решить при помощи классических подходов.
Сторонники научного подхода, или модернизма (М. Каплан, Дж. фон Ньюмэн, Дж. Модельски, О. Моргенштерн и др.) настаивали на необходимости использования в теории международных отношений положений, основанных на математических доказательствах, моделировании, формализации. Иными словами, модернизм связан со стремлением внести в социальные науки, к которым принадлежит и ТМО, методы естественных и математических наук.
Одним из наиболее заметных итогов этой дискуссии стало распространение системного подхода к исследованию международных отношений. Именно на основе системного подхода был разработан метод уровней анализа. Он относиться преимущественно к качественным методам и в то же время претендует на большую строгость по сравнению с традиционными.
Впервые понятие «уровни анализа» использовал в своей работе «Человек, государство и война» (1965) американский ученый-международник К. Уолц. Исследуя международные вооруженные конфликты, он пришел к выводу, что при всем сложном, комплексном характере причин конфликтов их следует искать на трех уровнях: а) уровень лиц, принимающих рещения, или уровень индивида; б) уровень внутриполитических факторов, или уровень государства; в) уровень межгосударственной системы. Такой подход позволил концептуально разделить области политики, каждая из которых оказывает разное влияние на поведение государств на международной арене. Значение этого метода состоит в том, что позволяет тому, кто изучает международные отношения, сосредоточиться на одной из сфер политики, на время, отвлекаясь от других. Так, на уровне индивида исследуется роль персональных качеств лиц, принимающих международно-политическое решение, а именно: особенности их характера, психологии, идеологических установок, морального облика и т.п.; на уровне государства анализируются группы и коалиции интересов; на уровне системы оценивается распределение власти среди государств и его воздействие на внутренний режим, и международное поведение. При этом сам Уолц считал, что главные причины следует искать на уровне межгосударственной системы, т.к. в конечном счете, именно от её конфигурации и структуры (является ли она биполярной, многополярной или однополярной) зависит поведение государств на международной арене.
Метод уровнего анализа обладает рядом достоинств:
- он дает возможность сосредоточиться на одной из групп причин,
- сопоставить результаты изучения разных сфер политического процесса.
- отделить более важные факторы от менее значительных и др. Это привлекло к нему многих сторонников.
Однако использование данного метода вызывает ряд вопросов:
- обязательно выделять только три уровня анализа или их может быть больше или меньше?
- с какого из них следует начинать изучение международных отношений?
- как определить, где кончается один из уровней и начинается другой?
- что следует понимать под международной системой, её элементами и её структурой? Если считать такими элементами лишь государства, возникнет риск сведения международных отношений к межгосударственным. Это сужает и упрощает и недопустимо обедняет картину современной международной жизни. Если расширить указанные элементы за счет включения в международную систему всех новых типов акторов, то это приведет к подрыву самой сути системного подхода.
Таким образом, при своих определенных достоинствах метод уровней анализа не может рассматриваться как исчерпывающий и единственно правильный. Его использование не отменяет необходимости обращения к историческим аналогиям и другим традиционным методам. К традиционным относятся методы анализа ситуации, экспликативные методы и прогностические методы. Рассмотрим их.