Финансовый контроль как функции управления

I Понятие и сущность контроля

Контроль – проверка, а также постоянные наблюдения в целях проверки или надзора. Лица, занимающиеся этим – контролеры.

Ревизия – обследование чьей-либо деятельности для установления законности и правильности деятельности, пересмотр чего-нибудь с целью внесения коренных изменений.

Рыночные преобразования в России обозначили новые подходы к осуществлению контроля и управления. В переводе с французского контроль – это проверка чего-нибудь, он сформулирован посредством перестройки термина и обозначает в переводе «список, ведущийся в двух экземплярах».

Т.о. для контроля необходимо иметь как минимум два независимых друг от друга источника информации об одном и том же факте с целью сравнения (бухгалтерский учет – двойная запись).

Имеются две концепции контроля:

1) контроль как функция управления (кибернетический подход). Контроль представляется как заключительный и обязательный этап любого процесса принятия решения. Контроль – это одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдений и проверки функционирования управляемого объекта с целью обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений.

2)

Хозяйственные операции
 
Вторая концепция посвящена контролю, осуществляемому на каждой стадии управленческого процесса. Он делится на: предварительный, текущий и последующий (Фабио Бест начало 20 века).

 
 
Время

 


T– T1 - предварительный контроль, осуществляется до начала операции

T1 – T2 – текущий контроль, осуществляемый в ходе хозяйственной операции

T2 – T3 – последующий контроль, после осуществления хозяйственной операции

Контроль представлен такими формами как: 1) внутрихозяйственный контроль; 2) ревизия; 3) аудит.

 

II Виды контроля: независимый финансовый контроль и внутрихозяйственный.

Рассмотрим виды финансового контроля. Первый из них – независимый финансовый контроль. Он подразделяется на государственный, ведомственный, аудиторский.

Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами.

Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций, учреждений.

Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными фирмами, имеющими лицензию на право деятельности.

Основная цель независимого (внешнего) финансового контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлено финансовое положение в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными органами.

К внешним органам контроля относятся:

· Органы государственного финансового контроля (Степашин), Счетная палата России, налоговые органы, федеральное казначейство, органы исполнительной власти (контроль проводится на основании законодательного наделения этих органов правом осуществления контрольных процедур)

· Органы контроля банков, страховых, инвестиционных и иных организаций, особо заинтересованных в высокой степени достоверности информации

· Аудиторские фирмы и аудиторы.

Внутрихозяйственный контроль.Современные условия хозяйствования характеризуются увеличением числа пользователей отчетной и текущей информации как на внешнем (кредиторы, инвесторы, государство, крупные деловые партнеры), так и на внутрихозяйственном (собственники, администрация, экономические службы)

Внутренняя экономическая информация является базой для принятия обоснованных экономических решений. Пользователи через годовую бухгалтерскую отчетность опираются в своих решениях на данных об имущественном и финансовом положении.

Особое место в системе контроля отводится органом внутрихозяйственного контроля. К ним относятся:

· Ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия)

 

· Наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами)

· Отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно-действующей службой в интересах высшего звена управления)

Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля (например – инвентаризация для цели ревизии должна проводиться сплошным методом по всем материальным ценностям, тогда как для аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она может быть ограничена видом материальных ценностей или материально-ответственным лицом)