Дюркгейм о коллективном сознании
Коллективное сознание
ЕЕД о тоталитаризме и стадиях развития общества
Здесь противоречие.
Тоталитарное общество предполагает коллективное сознание, растворение индивидуального в коллективном. Но это значит практическое отсутствие альтернативных моделей поведения, а следовательно, и отсутствие возможности и необходимости выбора. Там же, где нет выбора, нет никакого нарушения. А следовательно, нет нужды в тотальном подавлении индивидуальности. индивидуальность подавлена уже самим фактом растворения в коллективном.
Поскольку подавление все же существует, сохраняется возможность и необходимость выбора моделей поведения. Поэтому различие между тоталитаризмом и демократией — это не различие между стадиями (низшей и высшей) развитиями общества. Другими словами, и тоталитаризм и демократия свойственны одним и тем же этапам развития.
Коллективное сознание проявляется как совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.
Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.
Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.
Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.
От степени солидарности зависит состояние общества:
— нормальное
— патологичное.
Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.
Патологичные формы состояния общества:
— социальное неравенство,
— рутинизация труда,
— деградация рабочей силы,
— классовые конфликты.
Основной путь оздоровления общества — реформы.
Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение).
Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.