Тема 1 Возникновение и становление социальных знаний

Введение

1. Развитие социальных знаний в Древнем мире

2. Социальные знания в эпоху средневековья

3. Социальные знания и исследования в 17–18 веках

4. Философия истории – новый этап в развитии процесса социального познания

 

 

Всякое знание человека о себе, обществе, окружающем миреявляется диалектическим моментом познания, который проходит многие этапы, периоды возникновения, становления и развития. Еще в античности мыслители, философы, историки осознавали качественные различия между человеком и окружающим, его миром. Уже тогда философ Протагор, софисты осознавали разделение человеческого бытия: на естественное и общественное, различали сходства и отличия между законами природы и законами общественной жизни. Постепенно накапливаются знания об обществе, о происходящих в нем процессах, о взаимоотношениях между людьми.

Человек искал смысл своей жизни. Из собирателя плодов человек постепенно превращался в земледельца и скотовода, начал переосмысливать свое социальное предназначение. В процессе трудовой деятельности человек все больше и больше удалялся от животного мира и приобретал все совершенные свойства мыслительной деятельности. Сформировавшаяся коллективность позволила человеку не только сохраниться как биологическому виду, но и создать основу для превращения в человека социального уже в первобытном обществе.

И чем больше претендовал человек на совершенные условия жизни, тем больше он нуждался в конкретных знаниях о своем и соседних обществах, о возможности удовлетворения своих все возрастающих потребностей в процессе многообразных отношений в обществе и окружающем мире.

История становления социальных знаний, начиная с античности до современности ярко свидетельствует о закономерном диалектическом процессе вызревания общественной потребности в социальных знаниях.

Историю социологии разделяют на несколько этапов:

Первый этап охватывает возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире(миф и эпос– древнейшие формы отражения действительности; развитие эмпирических социальных исследований, развитие историографии и социальные и политические учения в Древней Греции и Древнем Мире).

Второй этап: охватывает развитие социальных знаний в эпоху средневековья(смена мировоззренческой системы и форм познания). Теософия Августина Блаженного. Социальные знания и идеи об обществе в эпоху Возрождения. Переписи на Руси. Казацкие реестры на Украине. Становление социологических знаний: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Гуго Гроций.

Третий этап: социологические знания об обществе и человеке в 17 и 18 веках . Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жан Жака Руссо. Идеи консерватизма и либерализма.

Четвертый этап: социологические знания в 19–20 веках наука о человеке. Социология Огюста Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование методологического направления в социологии позитивизма. Со времен О. Конта начинается так называемая академическая социология как отдельная отрасль знаний об обществе. Возникают различные школы: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал–дарвинизм. Конец 19–начало 20 веков связан с острым кризисом натурализма в социологии, поворот интересов к проблемам социального действия и взаимодействия, разработка методов понимающей социологии и концепции социологии личности ( Макс Вебер). В период с 20–х до 80–х годов XX века происходит формирование основных современных направлений в социологии, интенсивной отраслевой дифференциации, дальнейшего усовершенствования методов исследования. Если в ряде стран Европы вследствие мировой войны и революционных потрясений возникают значительные преграды в развитии наук об обществе, то в США социология развивается более стабильно. Но с 50–х годов и в странах Европы социология развивается бурно и интенсивно,возникают разнообразные идеи и учения, отражающие насущные проблемы современного общества. Интенсивно распространяются идеи и теории развития общества в странах Востока и Латинской Америки. С 80–х годов начинается по существу новый современный период в развитии социологии.