Декоративное рисование

 

Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе: образцами служат произведения де­коративного искусства, которые дети учатся анализировать. Воспи­татель облегчает задание наводящими вопросами, определения­ми, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкрет­ных сочетаний цветов.

Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием — воспитатель подбирает в последовательности усложне­ния и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными ху­дожниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

Таким образом, значение приобретают систематическое и после­довательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.

 

При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, догова­риваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, спо­собствует проявлению инициативы, самостоятельности.

Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть за­дания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цве­тов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, вос­питатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем сме­шения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастель­ная).

Аналогичные задания воспитатель может предложить детям пе­ред Новым годом, 8 мартаи т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние моти­вы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, мали­новый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты жи­вотного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержа­ние узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.