В. Становление моральных норм.

 

Переломным моментом в «гуманизации» и морализации отношений в первобытнообщинном строе стало освоение огня. Сам человек и человеческая жизнь в этот период становится наивысшей ценностью. В повседневной жизни в жертву приносили продукты питания, животных, различные изделия. Однако в особо ответственных, значимых случаях в дань богам приносились человеческие жертвы, причем в жертву приносили самых молодых, сильных и красивых представителей племени, то есть лучших её соплеменников.

Огонь позволил людям перейти к оседлому образу жизни. Огнем обогревали жилища, защищались от хищных животных, люди научились использовать его для приготовления пищи, это позволяло делать запасы пищи на случай голода, а так же его использовали для успешной охоты. Огонь использовали и в лечении от простудных заболеваний, что позволило снизить смертность и делало племя более жизнестойким.

В данный период совершенствовались орудия труда и охоты, возникло первое, примитивное разделение труда между членами племени по половому и возрастному признаку, причем здесь стали полезны абсолютно все члены племени (от детей до стариков). Это говорит о том, что человек становится уже социальным существом, а не является только биологическим видом. Но нельзя сказать, что смерть слабых и немощных соплеменников была полностью искоренена, в голодные и экстремальные периоды жертвовали именно ими. Так же в подтверждении, что человек становится социальным существом, говорит и тот факт, что старики выполнив свою биологическую функцию (деторождение, добытчик, защитник и т.д.) остаются жить в племени.

Постепенное усложнение труда привело к необходимости обучения подрастающего поколения навыкам профессиональной деятельности, то есть передача опыта от поколения к поколению. И эта роль (учителей, наставников) отводилась старикам, так как каждый из них в прошлом – охотник и мастер. Так же они передавали опыт связанный с взаимодействием членов племени, обучали определенным правилам поведения в племени, на охоте и др., то есть шел процесс передачи знаний и навыков от старших к младшем. Это, в свою очередь, способствовало повышению значимости детей и стариков для племени.

С образованием материнского рода начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей на основе определения нравственных законов, которые передаются в форме устных преданий, легенд, заповедей, запретов.

К этому периоду можно отнести первые формы взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Первыми видами такой социальной помощи было предоставление приюта и пищи чужим людям, путникам пришедших с миром. Такие формы помощи могли появиться лишь при наличии уже сложившихся традиций заботы о своих нуждающихся соплеменниках и возросшем экономическом потенциале племени. Таким образом, можно сделать вывод, что у славянских племен, уже в этот ранний период истории, деление на «своих» и «чужих» при оказании помощи было условным, и этика взаимной помощи распространялась более или менее одинаково.

С появлением семьи и собственности возросла степень регулирования нравственных отношений между людьми. В данном случае мораль функционирует как способ преодоления противоречия между личностью и обществом.

Первые моральные принципы и нормы преследовали цель сохранения единства и сплоченности рода, его безопасности и жизнеспособности и поэтому в дальнейшем они получили своё закрепление в запретах, религиозных заповедях, а позже и в светских законах.