Стратегические модели ИС предприятия, трансформирующиеся вместе с предприятием, целям которого она служит.

 

Все знают, что мир меняется быстрее, чем раньше, и что информационные системы должны успевать за этими изменениями. Но известно и другое. Внедренную и реально используемую систему трудно (долго, дорого, часто даже невозможно) изменять. В результате ИС может стать или становится тормозом развития предприятия. Причины могут быть разные, но истоки проблем – всегда в трансформации предприятия.

Есть несколько известных глобальных подходов, содержащих часть ответов на вопрос "Как быть?" в условиях трансформации.

Ответ распространенный и правильный одновременно: реализуйте компонентный подход. Принципы определения и реализации компонентов могут быть разными. Это могут быть библиотеки программных процедур и модулей с открытым описанием их интерфейсов и общей базы данных. Это могут быть отлаженные библиотеки бизнес-классов плюс стандартизация обменов между объектами. Такие решения дают возможность гораздо более гибкой переналадки и развития (расширения, изменения комплектации) систем.

Есть и известные ограничения. Например, нет действительно "стандартных" классов. Когда такие классы появятся, их использование в задачах предприятия неизбежно приведет к появлению нестандартных конкретизаций. Но дело даже не в этом. Ведь такие классы, процедуры и базы данных – это только часть разделов обеспечения и уровней представления ИС.

Например, еще есть ИТ-платформа (сервера различного назначения, ОС, СУБД, оборудование АРМов, а также сеть). Во многих своих частях она не может меняться с той же степенью "мелкой грануляции", что программные компоненты или базы данных. Понятно, что добавление каждой пары столбцов в таблицу БД или пары модулей выдачи отчетов не может выполняться с синхронным расширением дискового пространства или добавлением процессоров в сервер.

В связи с этим надо сказать о другом подходе: ориентации на стандарты открытых систем, позволяющие так строить техническую платформу, чтобы изменения техники или операционных систем по крайней мере не приводили к выкидыванию всех остальных ИТ-компонентов ИС (прикладных и общесистемных). Плановое применение этих стандартов – еще один правильный ответ на вопрос "как быть".

Оба подхода важны и полезны, но оба решают только небольшую часть проблем, причем даже эту часть могут решать при условии, что развитие системы хорошо продумано заранее.

Изменения ИТ-платформы подчиняются требованиям другого масштаба и, часто, другой природы по сравнению с изменениями в прикладных программах. Поэтому вопросы планирования серверов или сетевой инфраструктуры, имеющей "резерв на будущее", гораздо более понятны менеджерам разных профилей. Легко согласиться с тем, что нужен резерв для поддержки новых двадцати рабочих мест, которые появятся в ближайшие полгода, легко понять, что совсем другой резерв нужен для развития ИС при подключении новых филиалов предприятия или при изменении политики физического размещения изделий на складах торгующих подразделений. Поскольку hardware – гораздо более "твердая" вещь, чем программы, связь технических ИТ-вопросов с вопросами стратегии предприятия является более очевидной. Но конечно же эти связи есть и у всех остальных компонентов системы.

ИС – это не только программы, данные и коммуникации, но также и люди (заказчики, пользователи, аналитики, конструкторы и "реализаторы"), организационные структуры, планы-графики работы, а также цели и стимулы предприятия и отдельных людей. И все эти "вещи" должны быть понятным и непротиворечивым образом соединены в одну систему. Все возрастающая сложность и многоаспектность предприятия определяют растущую сложность согласования его частей и аспектов работы.

Главная идея такого согласования: его надо начинать с самых главных характеристик предприятия, рассматривая самые главные содержательные аспекты. И проводить его не "мысленно" и не "на словах", а на явно изложенных описаниях предприятия, позволяющих видеть все существенные взаимосвязи, а это значит – на его моделях. Предыдущие два утверждения, учитываемые одновременно, приводят к пониманию того, что привычные нотации формальных моделей (структурных, объектных) слишком рано ведут к более низкому уровню моделирования, чем необходимый в начале.

Один из лидеров интеграции бизнес- и ИТ-подходов Дж. Захмана (John A. Zachman). В 1987 году появилась его статья название которой можно перевести так: "Общая схема архитектуры информационных систем". В ней была предложена простая, но концептуально мощная схема, показывающая различные уровни представления архитектуры ИС, различные виды ее "обеспечения", а также их основные взаимосвязи.

На рисунке5.1 показана таблица, аналогичная схеме Захмана 1987 года. Три ее (развернутых) столбца отражают три раздела обеспечения системы: информационное, функциональное и коммуникационное. Или: ДАННЫЕ, ФУНКЦИИ и СЕТЬ.

 

 

Рисунок 5.1 Архитектура ИС предприятия

 

Шесть строк таблицы отражают шесть уровней представления системы:

- реальная бизнес-среда,

- концептуальная модель,

- логическая модель,

- технологическая (физическая) модель,

- детальная реализация (часто – поблочная и выполняемая субподрядчиком),

- представление пользователя.

Схема была признана очень полезным средством, вошла во многие монографии по стратегическому планированию и проектированию архитектуры ИС.

Позднее появилось развитие этой "плоской" модели. В ней рассматривалась уже схема архитектуры предприятия. На рисунке5.2 показана таблица, аналогичная этой схеме и показывающая три новых столбца, в которых отражаются еще три раздела: побудительные причины действий системы, события и графики выполнения действий, а также "действующие лица" – люди и организационные структуры. Или:

МОТИВЫ, ВРЕМЯ (операционное) и ЛЮДИ.

 

 

Рисунок 5.2 Архитектура ИС предприятия

 

В результате появилось шесть разделов, которые содержат "ответы на вопросы": почему выполняются действия, когда выполняются и кто их выполняет, а также что делает система, как делает и где. При этом уровни представления, они же строки таблицы, остались те же.

Такое расширение позволило интегрировать потребности предприятия, способы его функционирования и ИТ-решения, соединять предметы и действия с человеческим фактором и операционной динамикой.

Описанные разделы и уровни по Захману являются классификацией сущностей предприятия и его ИС, о которой говорится как об основном инструментально-методическом средстве таблиц.

Схема архитектуры служила простым, но мощным инструментом по применению системного подхода для планирования работ по созданию и использованию ИС и стыковки этих работ.

Захман писал, что схема архитектуры позволяет концентрироваться на отдельных аспектах системы и, в то же время, не терять ощущение общего контекста или "холистической" перспективы (то есть взгляда на предприятие как на целое). Он подчеркивал, что именно потеря такой перспективы, в частности, разработка систем субподрядчиками, находящимися "вне контекста", уже около пятидесяти лет составляет причину появления неинтегрируемых и не поддерживающих предприятие систем, которые к тому же весьма дорого заменять. (В то же время, плоская модель Захмана ясно показывает возможное место подобного "аутсорсинга", названного им детальной реализацией "вне контекста".)

Баланс между прагматикой реализации отдельных блоков и интегрированным взглядом на систему поддерживается схемой Захмана за счет того, что эта схема:

- облегчает понимание и общение людей, имеющих разные роли в процессах создания, развития и использования системы,

- ясно определяет фокус внимания на (относительно) независимых параметрах для целей анализа, но, в то же время,

- обеспечивает поддержку контекстных взаимосвязей, важных для сохранения целостности системы.