Библиографический список

1. Алфимова В. И., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии, 2000 №2 с.128 -139

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 1997.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: 2000 – 288 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990

5. Гримак Л. П. Общение с собой. Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991

6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986

7. Ковалевич В. Т., Козлов А. А. Социально-психологические и экономические аспекты управлений социально-производственными системами. Красноярск: Крас ГАСА , 1998

8. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984

9. Крайк Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000

10.Леви В. Искусство быть другим. М.:1981

11.Марков В. Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности. // Мир психологии 2000, №1, с.250-262

12.Мендь В.В., Овчаров А.А. Краткие характеристики типов личности // Соционика и психология 1999, №№ 5-6, с. 6-12

13.Мишин О. В., Маслоу А. Г. и культурно-историческая концепция личностного развития (опыт сопоставления различных подходов к формированию нормы культуры поведения) //Мир психологии ,1999, №1, с.295-302

14.Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стиливая саморегуляция поведения человека. // Вопросы психологии, 2000, №2, с.118 -127

15.Москоленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск ,1989

16.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте М.:1991

17.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. Книга3-М.: ВЛАДОС, 1995

18.Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое В 2 т. М.: Мысль, 1990 т.1

19.Основы социально – психологической теории. Учебное пособие / Под ред.: Богомолова Н. Н., Бодалева А. А., Сухова А. Н. – М. :1995 – 421с.

20.Парыгин П. Д. Социально-психологический климат коллектива. М.:1991

21.Психология. Учебник. / Под ред.: Крылова А. А. – М.: 2000 -584с.

22.Симпатов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность М.:1984

23.Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии, 2000, №2, с.42 –52

24.Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред.: Лабунской В. А. – М.: Гардарики, 1999 - 397

25.Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теория личности. М.: ЗАО, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999

26.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: изд-во Питер,1999

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ[30]

АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей, пользоваться их признанием и уважением.

АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность, асоциальность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Существует понятие "инструментальная агрессия", которое означает использование агрессии для достижения цели, например, победив соперников, выиграть соревнование.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишнего напряжения.

АЛЬТРУИЗМ— черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

АТРИБУЦИЯ(от англ. attribute – приписывать, наделять) приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ(от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю)интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

АТТИТЮД(от франц. attitude – поза) установка; 1) готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту; 2) благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

АТТРАКЦИЯ(от лат. attrahere – привлекать, притягивать)понятие, обозначающее возникновение привлекательности одного человека для другого.

АФФИЛИАЦИЯ(от англ. to affiliate – присоединять, присоединяться)отребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Основателем бихевиоризма считается американский ученый Д. Уотсон.

БОЛЬШАЯ ГРУППА— значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социально-экономического положения и т. п.

БРЕЙНСТОРМИНГ — специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

ВАЛИДНОСТЬ — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

ВЕРБАЛЬНЫЙ— относящийся к звуковой человеческой речи.

ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию внушения.

ВНУШЕНИЕ— неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ— влияние педагога на личность воспитуемого с целью формирования у него требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

ГРУППА — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ— поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм.

ДЕТЕРМИНИЗМ— философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ— деятельность, подчиненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность видов активности, объединяемых понятием "жизнь" и свойственных живой материи.

ЗАРАЖЕНИЕ— психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

ИМИДЖ— эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым сознанием кого-либо.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ— своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

ИНТЕРАКЦИЯ — взаимодействие.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ— учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.

ИНТРОВЕРСИЯ— обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверсия является одной из базовых черт личности.

ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНФАНТИЛИЗМ— проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.

ИСПЫТУЕМЫЙ —человек, над которым проводятся научные психологические опыты.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ— метод психологического исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических рассуждений по поводу полученных фактов.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ —общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенностей человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ —психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

КОГНИТИВНЫЙ— относящийся к процессу познания, мышления.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

КОЛЛЕКТИВ— высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

КОММУНИКАЦИЯ(от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ —сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ— метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ— трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделяющейся позицией большинства.

КООПЕРАЦИЯ(от лат. cooperatio – сотрудничество)одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединениям усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

ЛИДЕР— член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы.

ЛИДЕРСТВО— отношения доминирования и подчинения в межличностных отношениях в группе. Приобретение или утрата лидерских полномочий, осуществление своих лидерских функций и т.д.

ЛИЧНОСТЬ— понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношения.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ —длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

ЛЮБОВЬ — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

МАЗОХИЗМ — самоунижение, самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом. Мазохизм — одно из главных понятий, используемых в типологии социальных характеров, предложенной немецко-американским ученым Э. Фроммом.

МАЛАЯ ГРУППА— небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

ции, методах, средствах познания и преобразования окружающего мира.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

МОТИВ ВЛАСТИ —устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими.

МОТИВ— внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА — потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматривается как устойчивая личностная черта.

МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ —более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотивация избегания неудачи — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

МОТИВАЦИЯ— динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.

НЕГАТИВИЗМ— демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

ОБЩЕНИЕ —сложный многоплановый процесс обмена информацией между людьми, их взаимодействие, восприятие и понимание друг друга.

ОПРОС— метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии людей.

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ — методика исследования личности, основанная на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи психологические особенности подлежат изучению.

ПАНИКА — массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ(от лат. perceptio – восприятие и socialis – общественный)восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

ПОДРАЖАНИЕ— сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ —поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

ПОНИМАНИЕ— психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ— способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом при выполнении определенной деятельности.

ПСИХОТЕРАПИЯ — область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — область исследований, пограничная между психологией и фи

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

РЕЧЬ— система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

РОЛЬ— понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

РУКОВОДСТВО— деятельность (часто формальная) по координации усилий отдельный людей, коллектива по достижению определенной цели.

САМООЦЕНКА— оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

САМОСОЗНАНИЕ (Я-КОНЦЕПЦИЯ) –1)относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе; 2) состояние сознания, когда внимание фокусируется на себе самом, что делает людей наиболее восприимчивыми к своим собственным установкам и диспозициям.

СИМПАТИЯ —чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА— устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы: национальной, религиозной, культурной и т.п.

СОЦИОГРАММА — графический рисунок, с помощью которого условно представлена система личных взаимоотношений, сложившихся между членами малой группы, на данный момент времени. Используется в социометрии.

СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.

СПЛОЧЕННОСТЬ МАЛОЙ ГРУППЫ— психологическая характеристика единства членов малой группы.

СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

СУБЪЕКТ— носитель предметно-практической деятельности и познания, активно преобразовывающий свою жизнь.

УБЕЖДЕННОСТЬ—уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

УПРАВЛЕНИЕ— процесс воздействия субъекта на определенную систему с целью ее развития, сохранения, поддержания или изменения режима деятельности, реализацию программ и целей.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ— роль, которую выполняет руководитель на определенном этапе управления в соответствии с задачей.

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ(от англ. fasilitate – облегчать)повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

ФАСЦИНАЦИЯ(от англ. fascination – очарование)специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счёт чего повышается возможность её воздействия на их поведение.

ЦЕННОСТИ— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ— устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ —процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Экстериоризация противоположна интериоризации.

ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА(от англ. boumerang – метательное оружие, возвращающееся к владельцу)наблюдающийся главным образом в психологии пропаганды эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому.

ЭФФЕКТ ВТОРИЧНОСТИ –последняя по времени наступления информация иногда оказывает наибольшее влияние; эффект вторичности встречается реже, чем эффект первичности.

ЭФФЕКТ ГОМОГЕННОСТИ «ЧУЖОЙ» ГРУППЫ –восприятие членов «их» группы более похожими друг на друга, чем членов «нашей» группы; таким образом, «они – похожи, мы – разные».

ЭФФЕКТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ –эффект, возникающий тогда, когда человек, присутствующий при событии, получает ложную информацию о нём и позднее встраивает эту дезинформацию в свою память о происшедшем.

ЭФФЕКТ КРАЯ –явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

ЭФФЕКТ ЛОЖНОГО КОНСЕНСУСА –тенденция переоценивать распространённость какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного поведения.

ЭФФЕКТ ЛОЖНОЙ УНИКАЛЬНОСТИ –тенденция недооценивать тот факт, что способности и желательное или эффективное поведение имеют широкое распространение.

ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ –увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда.

ЭФФЕКТ НЕДОСТАТОЧНОГО ОПРАВДАНИЯ –уменьшение диссонанса путём внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания «недостаточны».

ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЁННОГО ДЕЙСТВИЯ –явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА— распространение в условиях дефицита информации о человеке общего впечатления, основанного на его поступках или некоторых известных качеств личности.

ЭФФЕКТ ОЧЕВИДЦА –открытие, согласно которому человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются очевидцы

ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ (ореола первого впечатления)— феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.

ЭФФЕКТ ПРОСТОГО НАХОЖДЕНИЯ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ –тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего.

ЭФФЕКТ СВЕРХОПРАВДАНИЯ –если платить людям за то, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные.

ЭФФЕКТ СПЯЩЕГО –отсроченное влияние сообщения; имеет место, когда мы помним само сообщение, но забываем причину недоверия к нему.

ЭФФЕКТ ССЫЛКИ НА СЕБЯ –тенденция эффективно обрабатывать и хорошо запоминать информацию, относящуюся к самому себе.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ(от лат. effectivus – дающий определённый результат, действенный) отношение достигнутого результата (по тому или другому критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

Я-КОНЦЕПЦИЯ— относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе.

 

Раздел 5. Педагогическая психология

Раздел 1. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

1.1.Образовательные тенденции современного общества

Транзитивный характер протекающих в нашем обществе процессов, рождает большие проблемы в сфере образования. Помимо того что проблемы связаны с социально-политической обстановкой в нашей стране, они связаны еще и с цивилизационной динамикой мирового масштаба. Первый аспект заключается в том, что образование как институт государства должно выполнять его социальный заказ. Это возможно только в обществе с четкой перспективой, идеологией будущего развития. В нашей стране до сих пор наблюдается вакуум в этой сфере. Особенно остро это касается воспитательных стратегий, так как ориентиры пока не ясны. Кто же нам нужен: коллективист или индивидуалист, узкий специалист или человек широкой культуры, адаптированный субъект или трансцендентальная личность? Больше вопросов, чем ответов.

Второй аспект связан с разворачиванием общемировых тенденций. В первую очередь, это геометрический рост развития технологического пространства. Во-вторых, это все увеличивающаяся неравновестность, флуктуирование окружающих нас систем, усиливающаяся их вероятностность и уменьшающаяся детерминированность окружающего нас мира. Все это ставит перед образованием задачи не столько репрезентации знаний, сколько обучения способам их порождения. Институт образования обязан опережать и предвосхищать возможные аттракторы будущего развития. Поэтому очевидно, что между культурой и образованием, между жизнен­ной средой и обучающей должны быть тесные связи. Об этом говорит М. Мид. Она напрямую связывает культуру и образование, выделяя три ее вида, на основе образовательной модели: постфигуративную, конфигуративную и префигуративную.

Постфигуративная культура. Образование строится по типу передачи опыта прошлого. Носителем его может быть только старшее поколение. Это модель консерватизма, незыблемости законов предков. Сейчас это можно наблюдать в религиозных сектах, а также диаспорах, сохраняющих свои культурные обряды.

Конфигуративная культура.Научение происходит через усвоение опыта сверстников. Поколения обучаются друг у друга. В этой модели больше простора для развития индивидуальности каждого. Она менее жестко декларирует нормативы и в этом смысле менее конфликтогенна.

Префигуративная культура. Старшие учатся у младших. Модель, осуществляемая в большей степени у нас сегодня. Резкий скачок НТП, смена социального строя, в результате- более успешная адаптация к переменам у более гибкого и пластичного молодого поколения. Зрелые люди научаются образцам нового поведения у своих более флексибельных потомков [34].

Н.С. Розов связывает образовательные парадигмы с мегатенденциями мирового развития Он выделяет тенденцию, ориентированную на материальный успех, высокий уровень потребления развитых государств за счет развивающихся стран как сырьевых рынков, вестернизацию культуры, утверждение прагматического мировоззрения. Вторая тенденция характеризуется укреплением изолированности, религиозного фундаментализма, усилением традиционализма. Третья мегатенденция - это развитие многополюсного мира, построение ноосферного пространства, толерантность к инакомыслию, формирование экологической среды жизнедеятельности [49].

А. Г. Асмолов описывает понятие «культуры полезности» и «культуры достоинства». Впервой образованию отводится роль служанки при социальном институте производства благ, она готовит человека как винтик в большом механизме потребительского общества. Во второй - оно самоценно, так как самоценна личность, независимо от ее возможных вкладов в «общее дело» [3].

Как никогда остро встают принципиальные и до сих пор нерешенные вопросы: что мы хотим получить в результате наших педагогических действий; на то должен ориентироваться современный институт образования: есть ли его задача развитие индивида через социальное или же через индивида строительство социального. И последний вопрос: человек- средство или цель? И. Кант уже отвечал на него. Однако современная школа, к сожалению, пока не определилась. Лозунги, конечно, уже звучат, но реальной встречи - в бахтинском смысле - не происходит. Монологическая речь звучит гораздо чаще и громче, нежели диалогическая. Но главное заключается в том, что педагогическая реальность и ее моделирование теоретиками науки разделены практически непреодолимой пропастью. Хотя необходимо отметить, что это уже не столько издержки педагогической практики и несовершенства профессиональной деятельности, сколько вечные проблемы бытия, экзистенциализм. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, М. Бубер, А. Камю, Ж. Маритен и др. постулировали человеческую конечность, свободу, одиночество, бессмысленность существования. Может ли быть определен, в данном случае, ответ? Очевидно, его следует искать. Обучением поискам такого рода ответов и должно, по нашему глубокому убеждению, заниматься современное образование. И ответом на эту «вброшенность» человека в мир может быть только ответственность за свое самостановление. Это и есть как раз глубинная, сущностная задача педагога- рассказать ребенку о бытийных проблемах человечества и помочь, научить с ними справляться.

На наш взгляд, дилемма современного ценностно-смыслового профессионального самоопределения педагога заключается в решении о том, кем он видит своего виртуального воспитанника – Человеком Разумным или Человеком Духовным, считает ли он, что гомо сапиенс – качественный итог развития живого вещества на Земле.

И. А. Колесникова в культурологической рамке современности выделяет три педагогические парадигмы. К традиционной парадигме относятся народные, эзотерические, религиозные образцы воспитания и обучения. Главная идея этого типа мышления - единство с природой, зависимость от высших замыслов, постижение путей вписывания человека в космический миропорядок.

Согласно технократической парадигме, мир постижим и познаваем человеческим разумом. Автор отмечает, что в «культуре такого типа материальные ценности являются определяющими, а удовлетворение социальных потребностей становятся мерилом того, что хорошо или плохо» [21. С. 31]. Основными критериями результативности педагогического труда становятся знания, их количество, без осмысления заплаченной за них цены. Отсюда вытекает иерархическое неравенство его носителей; что неизбежно по­рождает субъектно-объектные отношения между учеником и учителем. В этой парадигме и ученик и учитель являются средствами. Один как приемник, другой как ретранслятор. Личностно, по-человечески они закрыты друг для друга, сложны и неинтересны, так как важен только результат на выходе «усвоил - не усвоил», «может- не может». Концептуальная подчиненность науки строгим правилам, порождает и поведенческие стандарты, стереотипы, клише. Хорошо только то, что вписано, признано большинством, если не всеми.

Гуманитарная парадигма исходит из плюралистичности, множественности мира, идей, истин. В ней каждый человек- носитель своей части общего мироздания, каждый уникален, неповторим, нужен Вселенной. К принципам данного подхода в педагогике можно отнести следующие: принцип равенства, когда считается, что мир детства и мир взрослости – равноправные части мира человечества; принцип диалогизма - мир детства обладает своим собственным содержанием и возможно синергетическое взаимодействие; принципы сосуществования и свободы, когда взрослые и дети поддерживают взаимный суверенитет, взрослые исключают все виды контроля (кроме охраны жизни) и предоставляют детям право самим выбирать пути; принцип соразвития, когда приходит понимание, что миры взрослых и детей развиваются параллельно и есть возможность их гармонизировать; принципы единства и принятия обозначают, что между мирами нет четкой границы, противостояния и необходимо принимать данность каждого из нас априори, без предварительных условий.

Каждое из направлений педагогических воззрений имеет образцы позитивного влияния на человека и поэтому должно изучаться и использоваться в адекватных ситуациях, что и явится как раз примером толерантного отношения к различным подходам в образовательных и культурологических стратегиях. Использование межпарадигмальных связей может явиться механизмом развития, становления целостности человеческого существа, дорогой к гармонии человека с миром и самим собой.

Таким образом, необходимо отметить, что, определяясь в своих философских основаниях относительно природы человека и своих профессиональных задач, педагогу следует не забывать о многомерности, сложности, таинственности человеческого существа, помнил о необратимости многих процессов в развитии человека. Это накладывает на него особую ответственность за результаты своего воздействия, действия или бездействия.

Важно и то, что на государственном уровне официально провозглашены приоритеты в области образовательных задач. В законе Российской Федерации образованием называют «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,общества, государства» [14].

Поэтому, окончательно формулируя цель или сверхзадачу образования как культурно-цивилизационного института, следует сделать вывод о том, что ею_является профессиональная психолого-педагогическая помощь ребенку в становлении его самоответственности за самостановление, саморазвитие, самосозидание.

В рамках какой науки должны решаться вопросы целей, задач образования, способов, методов воздействия на человека, закономерностях его развития в условиях образовательного воздействия? На наш взгляд, это - пе­дагогическая психология. В. Д. Шадриков отмечает, что «онтологию развития должна разрабатывать психология, онтологию воспитания - этика, а способы реализации - педагогика» [64. С. 131].