Планы для двух независимых переменных

Здесь все несколько сложнее (хотя, не так страшен черт,..). Каждая независимая переменная своим присутствием может изменить действие второй переменной. Но, в свою очередь, каждая переменная может «быть» (есть воздействие) или «не быть» (нет воздействия), т.е. представлена двойным способом; либо переменная имеет несколько уровней (например, слабое воздействие, среднее и сильное воздействие). Количество групп определяется простым сочетанием возможностей. Тогда и планов несколько. Будьте внимательны к нюансам!

s План для двух независимых переменных и двух уровней

Покажу его сразу на примере: «Тревожность (НП1) и агрессивность (НП2) педагога влияют на продуктивность учебной деятельности ребенка»:

НП2 (агрессивность) НП1 (тревожность)
Есть тревожность Нет тревожности
Есть агрессивность Группа 1 Группа 2
Нет агрессивности Группа 3 Группа 4

Или в другой, уже привычной записи (экспериментальные воздействия в группах различные, это выражено индексами):

Г 1 О1 Х1,2
Групп необходимо создавать уже 4: в первой работает тревожно-агрессивный педагог (Х1,2), во второй – агрессивный (Х2), в третьей – тревожный (Х1), четвертая, по сути, - контрольная группа. У педагога, работающего в этой груп-
О2

Г 2 О3 Х2 О4
Г 3 О5 Х1 О6
Г 4 О7 - О8

 

пе, не должна быть представлена ни тревожность, ни агрессивность как личностные качества. Первичная диагностика проводится до (в самом начале) работы педагога с классом (например, в начале 1-го класса), повторная – спустя время (четверть, полгода, год и т.д.). Математически высчитывается достоверность различий в результатах диагностики: О1 »О3 » О5 »О7 (изначальное равенство групп), О2 ¹О4 ¹ О6 ¹О8 (достоверное различие между группами из-за различий в экспериментальном воздействии); О2 ¹О1, О4 ¹О3, О5 ¹О6 (достоверное изменение результатов в группах).

s План для двух независимых переменных, одна имеет два уровня, другая – много уровней

Например: «Наблюдение за работой (НП1) и степень трудности заданий (НП2) влияют на продуктивность решения интеллектуальных задач»

НП1 (наблюдение) НП2 (трудность задачи)
Легкая (л) Средняя (с) Трудная (т)
Есть наблюдение (н) Группа 1 Группа 2 Группа 3
Нет наблюдения Группа 4 Группа 5 Группа 6

Или так:

Г 1 О1 Х н, л
Как Вы видите, групп необходимо составить уже шесть, варьируя сочетание независимых переменных. И чем больше уровней может принимать переменная, тем больше групп необходимо составить для проверки экспериментальной гипотезы. Упростить себе работу можно, вводя вместо абсолютных
О2

Г 2 О3 Х н, с О4
Г 3 О5 Х н, т О6
Г 4 О7 Х -, л О8
Г5 О9 Х -, с О10
Г6 О11 Х -, т О12

показателей переменной интервалы, уровни. Например, тревожность не в абсолютных показателях (15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,..), а в уровне: низкая (до 17), средняя (18 – 35), высокая (36 и более).