Вопрос №5. Применение финансового мониторинга к организациям.

На организации, осуществляющие финансовые операции, воз­лагаются обязанности по идентификации клиентов и выгодоприо­бретателей, ведению обязательного контроля, документальной фик­сации и направлению в Росфинмониторинг сведений по подлежа­щим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом, приостановлению некоторых видов финансовых операций и осуществление иных превентивных мер.

Под идентификацией клиентов и выгодоприобретателей понимает­ся сбор документов и сведений: в отношении физического лица — персональных данных, ИНН, сведений о документе, удостоверя­ющем личность, и его содержании, месте жительства или месте пребывания; в отношении юридического лица — наименования, ре­гистрационных данных, сведений об органах управления, сведений о величине уставного фонда и других активах организаций; аналогич­ные сведения собираются и в отношении индивидуальных предпри­нимателей.

Применительно к выгодоприобретателю идентификация пред­полагает сбор сведений, свидетельствующих о том, что клиент дейст­вует к выгоде другого лица при осуществлении банковской или иной финансовой операции, а также сведений, характеризующих право­вой статус выгодоприобретателя.

Вольфсбергские принципы 2000 г. ориентируют кредитные уч­реждения идентифицировать клиентуру и по следующим кри­териям:

- цель и причины открытия счета;

- предполагаемые операции по счету;

- источник состояния (характер деятельности клиента);

- оценка капитала;

- источник фондов (происхождение и способы перевода средств на счете);

- дополнительная релевантная информация.

Правила об идентификации организаций, осуществляющих фи­нансовые операции клиентов и выгодоприобретателей, включают в себя также разработку правил внутреннего контроля, а кредитными организациями — программы идентификации клиентов и лиц, к вы­годе которых действует клиент. Данные идентификации существуют в виде специального досье и подлежат проверке в целях обновления не реже чем один раз в год.

Обязательный контроль предполагает документальную фиксацию и направление в Росфинмониторинг сведений о совершении под­контрольных операций при наличии следующих оснований:

• запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной закон­ной цели;

• несоответствие сделки целям деятельности организации, предусмотренным учредительными документами;

• выявление неоднократного совершения сделок, характер ко­торых дает основания считать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

• иные обстоятельства, свидетельствующие о наличии в дей­ствиях клиентуры признаков легализации (отмывания) дохо­дов, полученных преступным путем.

Документальной фиксации подвергаются сведения о виде опера­ции и об основаниях ее совершения; о дате совершения операции и сумме, на которую она совершена; данные об идентификации юри­дического или физического лица, ее совершившего, а также о лицах, действовавших от имени этого юридического или физического лица; сведения, требуемые для идентификации контрагента по докумен­тируемой сделке. Указанная информация направляется в Росфин­мониторинг или его региональные органы. Документы, подтверж­дающие сведения, подлежащие фиксации, а также копии документов, необходимых для идентификации, подлежат хранению в организа­ции, осуществлявшей финансовую операцию в течение пяти лет.

3. Важным, все более значимым направлением противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, становится в последние годы самостоятельное применение организациями, осу­ществляющими финансовые операции, превентивных мер операцион­ного характера.

Кредитные и иные организации, осуществляющие финансовые операции согласно федеральному законодательству не только впра­ве, но и обязаны предпринимать меры, направленные на общую, специальную превенцию и пресечение действий по легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Так, банкам запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без наличия данных, необходимых для идентификации соответству­ющего лица, и предоставлено право отказаться от заключения до­говора банковского счета с лицом, представившим недостоверные документы, подозреваемом в террористической деятельности или финансировании ее.

В выполнении распоряжения клиента о совершении расчетно- платежной операции (за исключением операций по зачислению средств на счет) может быть отказано по основаниям осуществле­ния обязательного контроля или отсутствия (недостоверности) до­кументов, подлежащих фиксированию в целях противодействия ле­гализации доходов, полученных преступным путем. Ранее начатая операция может быть приостановлена на два рабочих дня с даты, когда получено соответствующее распоряжение клиента, с пред­ставлением информации в орган Росфинмониторинга (п. 5, 10, 11 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма»).

Известно, что заключение договора расчетного или иного счета с кредитным учреждением включает в себя обязательство клиента соб­людать требования закона и банковских правил в отношении порядка проведения расчетов и оформления расчетных документов.

На кредитную организацию возложена также функция испол­нения различных юрисдикционных и процессуальных актов, исхо­дящих от судебных органов, органов предварительного следствия, налоговых органов, по аресту средств на банковском счете и прио­становлению операций по счету как способу принудительного ис­полнения обязательств его владельца.

Рассматриваемый же здесь круг мер по противодействию легали­зации преступных доходов существенно отличается от других форм банковского контроля как тем, что преследует цели защиты право­порядка в совершенно иной сфере — в области борьбы с криминаль­ным бизнесом, так и тем, что применение этих мер носит обязатель­ный характер для самой организации, осуществляющей финансовый контроль.

Согласно ст. 13 вышеуказанного Федерального закона уклоне­ние организации от ведения противодействия легализации преступ­ных доходов или нарушение установленного порядка этой работы может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии на ведение соот­ветствующей деятельности. Имеются и другие основания полагать, что противодействие легализации преступных доходов для органи­заций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, не делегированная, не возложенная экстраординарным законодательством на них публичная функция, но уставная обязан­ность этого вида организаций.

В аспекте же их гражданской правосубъектности противодей­ствие легализации преступных доходов выступает лицензионным условием, поскольку оно презюмируется при выдаче лицензий и получении других специальных разрешений. В свою очередь, Рос- финмониторинг следует рассматривать как государственный ор­ган, возглавляющий противодействие и руководящий этой рабо­той, практически осуществляемой финансовыми и иными органи­зациями.

Среди конкретных проблем, сопровождающих становление это­го важного вида финансового контроля, упомянем лишь некоторые.

Большая часть сделок, таящих угрозу легализации преступных доходов, естественно, связана с кредитными учреждениями, облада­ющими квалифицированным штатом сотрудников и техническими средствами для осуществления контроля. Выполнение аналогичных правил другими организациями: ломбардами, казино, ювелирными магазинами — на этом фоне выглядит проблематичным. Между тем ответственность за ненадлежащий контроль за проводимыми сдел­ками основана на единых критериях, что чревато для некоторых ор­ганизаций потерей лицензии и, соответственно, прекращением дея­тельности.

Не совсем ясно, почему обязанность контроля в аспекте преступ­ных доходов вообще сконцентрирована вокруг совершения соответ­ствующих сделок. Если владение и пользование доходами и имуще­ством, полученными преступным путем, наряду с распоряжением ими также относятся к легализации, то, предположительно, реги­страционные, налоговые, лицензионные органы, суды, рассматри­вающие гражданские дела и арбитражные споры, некоторые другие органы, обладающие релевантной информацией, подлежат включе­нию в круг органов, ведущих этот вид контроля.

Становление механизма противодействия легализации преступ­ных доходов и финансированию терроризма должно, с одной сто­роны, исключать «размывание» критериев и превращение этой дея­тельности во всеобщий контроль за доходами, с другой — привести к появлению не только в законодательстве, но и в юрисдикционной практике действенных средств защиты и восстановления нарушен­ного права. Речь идет о не существующем пока инструменте судеб­ной защиты от легализации преступных доходов в виде права Рос- финмониторинга на самостоятельное предъявление исков в защиту интересов государства и общества независимо от возбуждения уго­ловных дел по ст. 174, 174.1 УК РФ.

Уголовная ответственность за легализацию преступных доходов, к сожалению, построена на зависимости ее применения от нали­чия приговора по основному (так называемому предикатному) пре­ступлению. Отсутствие первого не допускает возникновения второ­го. В литературе обсуждаются многие варианты «оживления» ст. 174, 174.1 УК РФ, в том числе и полный отказ от зависимости от преди­катного преступления и вынесения обвинительного приговора.