Выравнивание условий эксперимента

Понятие и классификация эксперимента в социологии

Лекция 9. Методика проведения эксперимента

1. Понятие и классификация эксперимента в социологии

2. Выравнивание условий эксперимента

3. Программа и инструментарий эксперимента

Литература

Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981.

Гласc Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М:
Экономика, 1978.

Ивлева Л.А., Сивоконь П.Е. Социальный эксперимент и его методологические
основы. - М.: Знание, 1970. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента.- М.: МГУ, 1971

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М. И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.

Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. – 3-е изд. – М.: Едиторал УРСС, 2003.

Сурмин Ю.П. Социальный эксперимент. - Днепропетровск, 1996. - 224 с.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: 1998.

Одним из хорошо известных в социологии методов сбора социальной информации является эксперимент.

Если проследить историю развития науки и научных методов, то можно с достоверностью установить, что экспериментальный метод начал развиваться преимущественно в естествознании. Именно в естествознании эксперимент получил классическое определение своих признаков и своих методологических основ.

Эксперимент в естествознании как научный метод начал развиваться еще в эпоху Возрождения (период культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы в 14 – 16 веках). Первым, кто поставил опыт на научную основу, был итальянский ученый, один из основателей точного естествознания Галилео Галилей (1564 – 1642).

Г. Галилей основой познания считал опыт. Он заложил основы современной механики и построил первый телескоп. Г. Галилей активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что в 1633 году был подвергнут суду инквизиции, вынудившего его отречься от учения Николая Коперника.

Французский астроном, математик, физик, почетный член Петербургской Академии наук (с 1802 г.), автор классических трудов по теории вероятности и небесной механике Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827) выдвинул идею о возможности применения эксперимента в социальных науках.

Идея П. Лапласа состояла в том, чтобы использовать при изучении общества такие приемы вероятностного подхода как:

· выборку;

· создание параллельных и контрольных групп и т.п.

Условием, позволяющим обеспечить научность результата, П. Лаплас считал небольшие масштабы объекта.

Таким образом, социальный эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных)

Социальный эксперимент имеет свои особенности.

Во-первых, в любом социальном эксперименте изучаются реакции людей на определенные воздействия (положительные или отрицательные). Социальный эксперимент имеет «отрицательный» результат в том случае, когда исходная гипотеза не подтверждается. Однако, такой результат не должен отрицательно сказаться на людях – участниках эксперимента.

Во-вторых, особенность социального эксперимента проявляется в активности объекта экспериментирования. В естественнонаучном эксперименте активность проявляет субъект познания (экспериментатор) сам же объект активности не проявляет. В социальном эксперименте люди, коллективы, выбранные в качестве объектов исследования, должны становиться активными его участниками. Если объект исследования не поймет сути эксперимента, то эксперимент неизбежно потерпит неудачу.

В-третьих, особенностью социального эксперимента является его свойство воспроизводимости. В естественнонаучном эксперименте требование воспроизводимости всегда однозначно: при данных условиях, при соблюдении соответствующей методики результаты эксперимента должны воспроизводиться всегда и везде.

Для социального эксперимента такое требование в ультимативной форме не приемлемо, так как объектом социального эксперимента выступают общественные отношения: порой они поражают достоверностью результатов, явно выраженной причинно-следственной связью; при повторном эксперименте такую связь не всегда удается воспроизвести. То есть, существуют невоспроизводимые особенности отдельного человека, социальной группы, которые могут обусловливать невоспроизводимость результатов эксперимента. Но это не означает, что их не надо учитывать в управлении.

В-четвертых, особенность социального эксперимента проявляется в характере реакций объекта на воздействующие факторы. Один фактор, как правило, вызывает не одну, а множество реакций (экономических, политических, психологических, педагогических и т.д.).

Основными признаками социального эксперимента являются:

- активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;

- планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

- планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

- эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом.

Независимая переменная должна быть:

во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками;

во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании

Проводимые в социологии эксперименты различаются:

1) по характеру объекта и предмета исследования;

2) по специфике поставленной задачи;

3) по характеру экспериментальной ситуации;

4) по логической структуре доказательства гипотезы.

Таблица 3

Классификация социологических экспериментов

  Основания для классификации     Виды экспериментов
  Характер объекта и предмета исследования Реальные (натуральные) основаны на генеральной совокупности на выборочной совокупности Мысленные основаны на математической модели эксперименты "экс-пост-факто"
  Специфика поставленной задачи Научные: теоретические и методические Прикладные Проективные Ретроспективные Однофакторные Многофакторные
  Характер экспериментальной ситуации   Контролируемые Неконтролируемые Лабораторные Полевые (натурные) Активно направленные Естественные
  Логическая структура доказательства   Параллельные (экспериментальная и контрольная группы) Последовательные (экспериментальная группа)

 

Объектом социологического эксперимента может быть:

- отдельная личность;

- любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей;

- социальный институт;

- все общество.

Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает.

Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа".

В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором).

Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора.

Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

Особое место в эксперименте занимает полевой (натурный) эксперимент, который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов.

Проведение таких экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора.

Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.

 

Один из основателей экспериментальной медицины и эндокринологии, французский физиолог и патолог Клод Бернар (1813 – 1878) сформулировал правило, которое может быть приемлемо к социальному эксперименту: «… Из экспериментов, которые можно проводить на людях, запрещены те, которые могут причинить только вред; разрешены те – которые безобидны; показаны те, которые могут принести пользу».

Полевой (или натурный) эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. В неконтролируемых экспериментах результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов, так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы взаимно погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора.

Более строгие данные могут быть получены в контролируемом натурном эксперименте.

Контролируемый (валидный) эксперимент является попыткой получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.

Таким образом, эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями.

Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и контрольным. Возможны эксперименты и без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии опытов.

Прежде чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие на ожидаемое следствие. Это требует предварительного анализа проблемы при разработке программы исследования. Все эти характеристики потенциально представляют собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется воздействие только одного из выделенных факторов, а остальные подлежат выравниванию.

В первую очередь выравнивают основные параметры общей социальной ситуации, такие, как тип поселения, отрасль производства, этническая и культурная среда, временной интервал и другие особенности, равноприлогаемые ко всем объектам изучаемого процесса.

Основные приемы выравнивания индивидуальных характеристик в случае, когда единицы наблюдения - индивиды, следующие.

1. Точечное выравнивание применяют в опытах с малыми группами. Процедура сводится к подбору индивидов в подлежащих выравниванию группах по единым признакам, выделенным как существенные, таким, например, как:

а) возраст;

б) семейное положение;

в) пол;

г) постоянное место жительства и т.д.

Тогда при выравнивании в экспериментальной и контрольной группах каждому индивиду в первой группе должен быть найден аналог во второй: Иванову, студенту 3 курса, 20 лет, неженатому, иногороднему должен соответствовать Петров с точно такими же данными. Такой способ эффективен для малочисленных групп, поэтому применяется, как правило, в лабораторных экспериментах и крайне редко - в полевых исследованиях.

2. Частотное выравнивание предполагает сопоставление существенных признаков в опытной и контрольной группах в пропорциях, средних величинах и т.д., в соответствии с аналогичными показателями генеральной совокупности (см. табл. 4).

При этом возникает опасность, что может быть разное сочетание значений выделенных признаков в опытной и контрольной группах, отличающееся и от их распределения в генеральной совокупности. Например, если в качестве опытной и контрольной групп берутся, допустим, по одной группе юридического и финансового факультетов, то в них может быть разное соотношение мужчин и женщин, или городских и иногородних, отличающееся от распределения этих параметров во всей генеральной совокупности, т.е. среди всех студентов академии.

Таблица 4

Частотное выравнивание индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте (в %)

Характеристика, подлежащая выравниванию Генеральная совокупность (студенты академии) Группа
Экспериментальная Контрольная
Пол
Мужской
Женский
Местожительство
Городские
Иногородние

 

3. Выравнивание по квоте, применяемое часто в больших выборках, позволяет устранить недостатки предыдущего метода. В этом случае сопоставляют группы по пропорциональному представительству признаков, взятых в жестких сочетаниях (квотах), как показано в табл. 5:

Таблица 5

Выравнивание индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте методом квоты (в %)

  Квота характеристик, подлежащая выравниванию Группа
экспериментальная Контрольная
Мужчины - юристы III курса, городские, возраст 20 лет
Женщины - юристы III курса, городские, возраст 20 лет

 

4. Случайно-механическое выравнивание используется при массовых экспериментах, на крупных объектах, когда отбор индивидов производится по правилам случайной бесповторной выборки. Однако данный прием не годится для небольших групп.

Разновидность контролируемых натурных экспериментов - рандомизация (от английского random - случайность), которая позволяет устранить или минимизировать воздействие неконтролируемых "случайных" факторов.

Используя значительное число экспериментальных и контрольных объектов или проводя многочисленные эксперименты, рандомизация позволяет "гасить" влияние неконтролируемых (фоновых) воздействий, если они не являются систематическими. Тогда экспериментальный эффект оценивается обычным исчислением значимости средних по критериям состояния "до - после" на экспериментальных и контрольных объектах, а степень значимости выявленных закономерностей определяется с помощью корреляционного анализа.

Довольно плодотворным методом социологического исследования может быть мысленный эксперимент, или квазиэксперимент. Своеобразие его в том, что вместо манипуляций с реальными объектами мы оперируем с информацией о совершившихся событиях.

В натурном эксперименте исследователь проектирует предполагаемые события, воздействуя на экспериментальный объект их гипотетическими причинами. В мысленном же эксперименте ход рассуждений обратный: от наличных следствий к возможным причинам. Такой экспериментальный ход называется ретроспективным анализом или экспериментом "ex-post-facto".

Например, можно ретроспективно проверить предположение о том, что характер творческой деятельности студента существенно влияет на направления его последующей карьеры (вспомним Жванецкого: "Мы с Ильченко и Карцевым кончили Одесский институт инженеров водного транспорта. Понятно, что это за институт, если посмотреть, каких специалистов он выпускает").

В данном случае, проверяем, насколько участие студента в научных исследованиях определяет его дальнейшую карьеру в сфере науки. Для этого из списка выпускников вуза выбираем тех, кто сделал карьеру в научной сфере - защитил диссертацию, работает в вузе или научно-исследовательском институте и т.д. Затем проверяем их наличие в списках участников НИРС в те года, когда они учились в институте. Если доля участвовавших в НИРС среди этой группы будет существенно выше, чем в среднем по контингенту студентов вуза, то, очевидно, сделанное предположение обоснованно.