Лекция № 10

Технологии открытых систем. (2ч.)

В 1998 г. состоялся мировой Форум информационного общества, на котором была принята Декларация “Демократическое участие в информационном обществе». В ней указано: «ключом активной гражданской позиции каждого индивидуума является доступ к той информации, которую он считает необходимой для полной интеграции в обществе». Для этого необходимо создавать единое информационное пространство.

Единое информационное пространство складывается из следующих основных частей:

· информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

· организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение и распространение, поиск и передачу информации;

· средств информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

Инструментом к обеспечению такого доступа служат стандарты в области создания и использования информационных технологий.

Почему возникла эта проблема?

Ответом на этот вопрос является анализ развития информационных технологий в мире, в том числе и в России за последние 40 лет). Коротко: это несколько поколений ЭВМ, это различные программные платформы, это разные сетевые концепции. Каждая отрасль разрабатывала свои собственные протоколы и форматы обмена данными:

· ODA (Open Document Architecture) – архитектура управленческих документов;

· SWIFT(Society Wordl Wide Interbank Financial Telecommunication) – архитектура банковских документов;

· EDIFACT(Electronic Data interchange for Administration, Commerce and transport) – электронный обмен данными для администрации, торговли и транспорта.

Протокол – правила взаимодействия между собой сетей, так и правила подключения к сети ПК.

В результате форматы и структуры файлов в разных системах оказались полностью несовместимы, а необходимость их взаимодействия существует.

Из-за несовместимости ЭВМ стали возникать проблемы в коммуникационной сфере. Для разрешения этой проблемы стали разрабатывать специальные интерфейсы.

Так возникла необходимость разработки «открытых систем», без которых невозможно создать единое информационное пространство как в рамках одной страны, так и всего мира.

«Открытая система – это система, взаимодействующая с другими системами в соответствии принятыми открытыми спецификациями (стандартами).

Термин «открытая спецификация» определяется как «общедоступная спецификация». Согласно этому определению открытая спецификация не зависит от конкретной технологии, т.е. не зависит от конкретных технических и программных средств или продуктов отдельных производителей.

Открытая спецификация находится под контролем общественного мнения, поэтому заинтересованные стороны могут принимать участие в ее развитии.

Все это привело к возникновению общественных, коммерческих, государственных и международных организаций, занимающихся разработкой стандартов протоколов, интерфейсов, языков.

Стандарты можно разделить на две категории – принятые юридически и действующие фактически (стандарт Internet). Последние появляются с опозданием из-за долгой процедуры оформления, а ИТ быстро устаревают. Первые можно купить в Международной организации по стандартизации (ISO), вторые в Internet.

Наборы стандартов объединяют в профили. Профиль – это набор юридических и фактических стандартов, ориентированных на выполнение конкретной задачи. Бывают профили государственного уровня (набор стандартов, которыми обязаны пользоваться государственные учреждения) и функционального уровня (финансово-кредитной сферы, науки, образования и др.).

Использование профилей информационных систем призвано решить следующие задачи:

· снижение трудоемкости проектов;

· обеспечение расширяемости и масштабируемости разрабатываемой системы;

· обеспечение мобильности функциональной интеграции в ИС задач, которые раньше работали в локальном режиме;

· обеспечение создания единого информационного пространства.