Проблемное обучение и инновации в обучении

Любая ситуация, которая возникает перед индивидом, осознается им в качестве проблемы тогда, когда субъект применяет к ней знаковый отношенческий анализ: различает и выбирает знаки, выделяет связи и отношения, сравнивает их и обобщает. В результате начального этапа аналитико-синтетических мыслительных операций возникает представление о конфликте между ситуацией и целью. Мыслимый переход от ситуационного анализа к целевому решению проблемы основан на интуитивном и антиципативном (Антиципация (предугадывание событий) – мыслительный процесс целевого предвосхищения) мышлении. В результате этого этапа мыслительной деятельности вырабатывается гипотеза.

Выделяют три разновидности выработки гипотез:

1. на основе предшествующего опыта;

2. на основе актуального наблюдения;

3. способом неконтролируемой фантазии.

Когда оптимальное решение проблемы найдено, то в человеческой памяти оно остается как алгоритм. Он срабатывает как механизм решения в случаях возникновения проблем аналогичного класса.

Человек, решая в процессе жизни множество разноплановых и разноуровневых проблем, объективным образом развивает собственный интеллект. Пути развития интеллекта различны:

1. поступательно от одной стадии к другой;

2. спиралевидно с повторением аналогичных способов решения проблем;

3. способом дифференцировки и структурирования алгоритмов;

4. наслаиванием способов решения;

5. закреплением форм и стиля поведения;

6. активным формированием.

Качество решения связано с уровнем интеллектуального развития человека и зависит от объективной сложности проблемы.

Проблемное обучение можно охарактеризовать как один из методов повышения эффективности познавательной деятельности учащихся. Оно призвано активизировать у обучаемых развитие творческих возможностей, расширить круг способов усвоения знаний и продуктивной деятельности, а также выработать у них стремление к овладению научными методами познания.

Проблемное обучение требует от преподавателей умений проектировать проблемные ситуации, что предполагает развитость у него навыков изменения структуры учебного материала. Этот вид человеческого учения предъявляет повышенные требования к уровню познавательной деятельности обучаемых. Все это создает трудность применения метода проблемного обучения.

Педагогические инновации в обучении:

1. Визуальная грамотность – одно из новых направлений в педагогической науке, которое занимается изучением закономерностей адекватного восприятия и продуцирования (воспроизводства) обучаемыми зрительной информации, ее базовых элементов: точек, линий. Форм, направлений, структур. Масштабов, размерностей, их статистики и динамики цветовых гамм и тонов. Визуально грамотный человек, познавший живопись, скульптуру, объекты дизайна и т.д. различает абстракции, интерпретирует и творчески использует окружающие его символы, образы и идеи в повседневной практике. Обучение восприятию зрительного образа основано на исследованиях Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, доказывающих что 70 % обучающей информации человек усваивает посредством зрения, а прирост интеллектуального потенциала ребенка в первые годы жизни осуществляется по преимуществу через зрительный анализатор.

2. Дидактические игры формируют ценностные отношения и опыт деятельности, расширяют и углубляют возможности творческого применения приобретенных знаний, способствуют становлению коммуникативных навыков и межличностных взаимодействий.

3. Медиа-образование – концепция изучения закономерностей массовых коммуникаций (телевидения, радио, кино, прессы, рекламы, видео), решает следующие педагогические задачи: учит правильному восприятию медиа-информации, развивает умение осознавать последствия ее воздействий. Вооружает человека способами невербального общения с помощью технических средств, готовит новое поколение к жизни в качественно новых информационных условиях.

4. Общедидактическая система учебной работы «План Келлера»: учебная работа осуществляется учащимися в индивидуальном темпе с произвольным выбором форм, средств, методов усвоения материала. Посещение лекций для студентов необязательно. По каждому тематическому разделу обучаемый сдает предварительный зачет назначенному ассистенту преподавателя из числа аспирантов. Зачет у преподавателя служит допуском к очередному разделу курса и посещению соответствующей лекции.

5. Десколизация – теоретическая концепция упразднения школы как социального института. Сторонники этой теории считают, что школа «штампует» мировоззрение людей, предлагают осуществлять социализацию новых поколений путем неформального общения в процессе практического освоения различных моделей профессиональной деятельности.

6. Гипнопедия – система приобретения знаний и убеждений, основанная на передаче информации субъекту, находящемуся в состоянии гипноза или искусственного сна (электросна, медикаментозного сна).

7. Суггестопедия – система приобретения знаний и убеждений, основанная на обострении памяти, повышенной эмоциональности и внушаемости обучаемых. Суггестивность в обучении выражена активными воздействиями преподавателя на воображение, эмоции и подсознание учащихся.

8. Неовальдорфская педагогика разработана Рудольфом Штейнером. Основное положение – децентрализация государственных влияний на педагогику, высвобождение духовно-культурной функции воспитания из-под гнета ее политико-правовой и экономической ветвей. Свободное развитие духовных импульсов ребенка должно осуществляться на путях теософии и эвритмии.

9. Теософия – это божественная мудрость педагога, открывающая ему путь к самопознанию и развитию сверхчувствительности как у себя, так и у воспитанников. Многообразие применения средств (искусство, спорт, художественная самодеятельность) реализуется на фоне ярко выраженного мотива свободы.

10. Эвритмия – новый путь развития гармонии и искусства движений у обучаемых, посредством которых они могут выражать различные качества звуков и музыкальных тонов. Большое значение в воспитании детей придается подражанию. Главное заключено не в методах, формах, средствах, содержании действий, а в образе жизни участников педагогического процесса, который выстраивается на путях развития духовной свободы личности, начиная с раннего детства.