Эффект избытка предложения.

 

Из схемы максимизации дохода на олигополистическом рынке вытекает, что в большинстве случаев всем участникам рынка выгодно снизить объемы продаж и повысить цены.

На Рис. 6.5.П. показаны две ситуации. В начальной ситуации три предприятия, доминирующие на рынке формируют некий объем продаж, который можно реализовать при данной кривой спроса, только по цене Ц1. При этом прибыль каждого из предприятий равна площади заштрихованного прямоугольника, обозначенного на рисунке, как "прибыль1".

С целью максимизации прибыли предприятия сговариваются (или взаимно подстраиваются), повышают цену, но несколько снижают объем продаж. Они находят такой объем продаж и цену, при которых прибыль становится близкой к максимально возможной на этом рынке. На Рис..6.5.П видно, что при переходе от цены Ц1 к цене Ц2 прибыль увеличивается. Заштрихованный прямоугольник, обозначенный как "прибыль 2", больше прямоугольника, обозначенного на рисунке, как "прибыль1".

 

 

Рис. 6.5.П «Формирование потенциала выпуска при снижении суммарных объемов производства»

Важно понимать, что такой метод максимизации прибыли всегда связан со снижением уже достигнутых объемов выпуска. А это означает появление избыточных мощностей. Подобные факты фиксирует статистика во всех развитых странах. Именно этот эффект объясняет периодический рост цен на тех или иных рынках, казалось бы, без видимых причин. Он принципиально важен для формирования представлений о сфере вмешательства и желательных направлениях регулирования государством сферы рыночных отношений.