Затрудненность осмысления исторических знаний.
Смещение представлений.
Следует обратить внимание и на часто встречающееся при изучении истории в специальной (коррекционной) школе смещение представлений, выражающееся в произвольном переносе лиц, событий, явлений в пространстве и времени. Учащиеся с нарушением интеллекта не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в результате чего у них наблюдаются нелепые перестановки, например, такие как:
— Кутузов освобождал Родину от татарского ига.
— Чапаев воевал против фашистов.
— Борцами против крепостного права были Ленин, рабочие, большевики.
Поэтому на каждом уроке учащиеся четко должны представить себе место и время действия, внешний вид людей, предметы их быта, вооружение и т. д.
Учащихся специальной (коррекционной) школы, как правило, затрудняет установление связей между историческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам. Поэтому на уроках истории чаще следует вводить сюжетные оценки в повествовательный рассказ, давать яркие характеристики исторических деятелей, привлекать разнообразные средства наглядности и т. д.
При этом учителю необходимо, во-первых, строго следить за планом рассказа, беседы, разбора картины. Например, по учебной картине «Сбор дани» может быть предложена следующая последовательность работы:
• Выделяются две различные группы людей (их одежда, вооружение, позы, выражение лиц).
• Выясняются отношения между этими группами.
• Перечисляются и показываются те предметы, которые отдают деревенские жители князю и его воинам.
• Читается подпись под иллюстрацией.
• Выборочно читаются несколько абзацев учебника, где говорится о появлении богатых и бедных.
Во-вторых, при закреплении нового материала учащиеся сначала пересказывают только с опорой на наглядные средства и план, данный учителем или составленный учащимися коллективно. В этом случае может быть предложена следующая последовательность в работе:
• Пересказ учащихся по вопросам учителя, причем вопросы по объему должны быть мелкими.
• Пересказ по более крупным по объему вопросам учителя.
• Пересказ с помощью наглядности и плана в виде вопросов.
• Самостоятельный пересказ по плану.
В-третьих, надо добиваться, чтобы учащиеся в своих ответах использовали понятия как из числа вновь изученных, так и тех, которые изучались ранее. При обучении истории в специальной (коррекционной) школе учителю приходится для сообщения знаний учащимся пользоваться понятиями, которым можно найти зрительное соответствие (Кремль, князь, дружина), и такими, которые обозначают не предметы или действия, а отношения и поэтому не могут быть наглядно показаны детям (монголо-татарское иго, царская власть, революционный подъем). В силу специфики мышления (его предельной конкретности), в силу конкретности мышления учащихся с нарушением интеллекта и слабой регуляции речи у них затруднено понимание и усвоение понятий любой степени общности, что, в свою очередь, приводит к затруднениям в осмыслении полученных ими исторических знаний. Это выражается в речи учащихся, в их ответах часто встречаются нелепости типа: «Крестьяне жили бедно, освещали избы луной» вместо «лучиной». Поэтому на уроках истории не^ обходимо шире использовать запись слов на доске или на карточках (по теме урока): словарные карточки в сочетании с предметными картинками; словарные карточки и сюжетные картинки, изображающие) действия людей (например, картина «Сбор дани» используется для объяснения понятий «дань», «полюдье»); словарные карточки и несколько картин или иллюстраций (примером может служить работа над понятием «революция», где учитель привлекает такие картины как «Приезд Ленина», «Вооруженные рабочие и солдаты у Смольного», «Взятие Зимнего»).
Учащихся следует постоянно привлекать к исправлению допущенных ими неточностей и ошибок, используя для этого вопросы и задания, помогающие правильно ответить.
Необходимо помнить о том, что осмысление исторических знаний идет более успешно при выполнении учащимися разных видов умственной деятельности, например при сравнении событий и явлений, описание исторических лиц, нахождение дат по событию. Например, говоря о борьбе с Наполеоном, вспоминаем, что раньше боролись с захватчиками — монголо-татарами. Отечественная война 1812 года тоже борьба с захватчиками.
Для осмысления исторических знаний следует чаще давать учащимся практические задания (нарисовать картинку, склеить макет и т. д.), что вызывает необходимость не только сделать что-то, но и объяснить, к каким событиям относится сделанная вещь или нарисованная картинка. Например, учащиеся 7—8 классов, показывая выставку работ из дерева, пластилина, картона, бумаги, объясняли: «Такими мечами воевали русские, а саблями татары, когда было татарское иго», «Это у нас Куликовская битва, которая была в 1380 году, и победили русские».