Эпоха петровских преобразований и ее историческое значение

Крепостное право и его оформление в России.

Крепостное право – это совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших зависимость крестьян от феодала. Оно запрещало крестьянам уходить со своих земельных наделов (принудительный возврат беглых крестьян);наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала; лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость; иногда возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Элементы крепостного права начали складываться в русских землях начиная с XI-XII веков. Но они касались ограниченного круга крестьян (пашенных закупов и смердов на барщине). С середины XV века право перехода крестьян ограничивается неделей до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября по с.с.), законодательно закреплённое в Судебнике 1497 года.. В 1597 году был установлен пятилетний сыск беглых крестьян (урочные лета).

В 1649 году Соборное уложение ввело бессрочный сыск беглых крестьян. В XVII веке вводится наказание за приём беглых крестьян. В это время крестьяне ограничиваются во многих своих правах:

- усилилось ограничение крестьян в праве собственности (иметь недвижимое имущество в городах уездах);

- отменялось право уходить на промыслы;

- разрешалась продажа крестьян без земли;

- вводятся телесные наказания для крестьян.

В XVIII веке издаются указы о праве ссылать неугодных дворовых и крестьян в Сибирь на поселение и каторжные работы, а затем и заключать в тюрьмы; с введением «ревизских душ» стирается разница между крестьянами и холопами; при продаже крестьян разрешается разлучение родителей и детей.

 

Тема 8

Особенности развития России в XVIII веке

Преобразования в экономической сфере:

1) была создана (главным образом на Урале) целая сеть металлургических предприятий. В стране заработали судостроительные верфи;

2) в конце XVII в. крупное производство России было представлено лишь парусно-полотняной мануфактурой. За первую же четверть XVIII в. в России возникло около 100 мануфактур самой различной специализации;

3) в развитии промышленности наблюдалось два этапа. На первом (до середины второго десятилетия XVIII в.) мануфактуры открывала казна, на втором – частные лица;

4) развивалась внешняя торговля. Крупнейшим центром морской торговли становится новая столица – Санкт-Петербург;

5) Петр I придерживался практики протекционизма (превышение экспортной торговли над импортной). В 1724 г. был принят таможенный тариф;

6) на предприятиях Петровской эпохи использовали крепостной труд. Петр I часто прибегал к принудительным методам реорганизации экономики, что привело к 1715 г. к разорению почти половины российского купечества.

Преобразования в социальной сфере, дворянство:

1) в отношении российских сословий вводился принцип равной обязательности того или другого вида службы Отечеству. Дворянство, в частности, должно было выбрать военную или морскую офицерскую или гражданскую чиновничью службу;

2) Указ о единонаследии 1714 г. лишил младших дворянских сыновей права наследовать часть отцовского имения. Это должно было стимулировать их стремление заработать на жизнь службой;

3) Табель о рангах 1722 г. поставила знатность в связь не с происхождением, рождением в знатной семье, а с качеством и продолжительностью службы.

Политика Петра в отношении крестьянства:

1) привела к ужесточению крепостного права. В разряд крепостных попали даже те группы сословий, которые ранее сохраняли личную свободу; 2) с 1705 г. стала действовать рекрутская повинность: деревни каждый год должны были выставлять рекрутов для пожизненной службы в регулярной армии; 3) подушная перепись 1718–1724 гг. позволяла ввести паспортный контроль за передвижениями крестьян; 4) на смену прежнему подворному налогообложению пришло новое подушное – с крестьянской души.

В политической сфере выделяют следующие реформы:

1) после победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия с этого времени стала называться империей, что должно было подчеркнуть ее новый внешнеполитический статус мировой державы;

2) взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Это был государственный орган, который формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора.

3) были сформированы центральные органы управления, коллегии (с 1719 г.). При этом отдельные приказы продолжали существовать и работали вплоть до середины XVIII в. Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел». Кроме того, были созданы 3 торгово-промышленные, 3 финансовые коллегии, Юстиц-коллегия (контролировал суд на местах), Вотчинная коллегия (ведала землевладением), Городской магистрат (контролировала городское управление);

4) старое уездно-волостное устройство страны было отменено. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии, в свою очередь, подразделялись на провинции, а провинции – на дистрикты.

5) православная церковь при Петре I была преобразована в государственное учреждение во главе с Синодом. Возглавлял Синод обер-прокурор, который являлся светским лицом, при этом патриаршество было ликвидировано.

Значение административных преобразований. В результате административных реформ Петра I в России завершилось оформление абсолютной монархии.

Итоги и значение: 1) Россия стала сильным европейским государством; 2) в большей части удалось преодолеть технико-экономическую отсталость страны; 3) однако основной отраслью хозяйства по-прежнему оставалось сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, что значительно задерживало рост производительных сил в России; 4) отсталость страны по-прежнему проявлялась и в структуре внешней торговли, так как главным предметом русского экспорта оставались не промышленные товары, а сельскохозяйственное сырье; 5) малоразвитость станы проявлялась также в низком удельном весе городского населения; 6) несмотря на все негативные стороны, главным образом на то, что реформы проводились на крепостнической основе, преобразования Петра I дали большой толчок для социально-экономического развития страны.