Воспитательные задачи курса истории.

В процессе изучения истории наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляют­ся и задачи воспитательные, важнейшими из которых счи­тают:

1. Гражданское воспитание учащихся (воспитание соци­альной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны). Эта задача является наиболее трудной для решения ее в специ­альной (коррекционной) школе. Но, обратившись к исто­рическим примерам, учитель может способствовать воспи­танию необходимых качеств в своих учениках. На примере восстания декабристов с учениками поразмышлять, в чем со­стоял их гражданский подвиг. Или на примерах жизни наших современников, таких выдающихся личностей отечественной науки, как А. Д. Сахаров, Д.С. Лихачев. Учитель должен под­бирать ситуации из жизни и обсуждать их с учениками с по­зиции проявления гражданского долга.

2. Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому про­шлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости — т. е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотиче­ского воспитания на примере героической борьбы за независи­мость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдаю­щихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительны­ми примерами патриотизма для учеников.

Учащимся специальной школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является деятельность великого рус­ского ученого М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в развитие отечественной науки, образования, культуры.

3. Воспитание уважительного отношения к народам раз­ных национальностей (это воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных на­родов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде).

Сегодня, когда распался СССР, продолжаются военные действия в Чечне, совершаются террористические акты, ре­шать эту задачу непросто. Поэтому, обращаясь к историче­скому материалу, учителю следует показать учащимся, как в годы военных испытаний все народы нашей страны подни­мались на защиту Отечества (например, в Отечественную вой­ну 1812 г. или во время Великой Отечественной войны). В мирное время успехи в развитии страны также достигались в совместной деятельности всех республик, всего народа (на­пример, крупнейшие стройки первых пятилеток, восстанов­ление страны после победы над фашизмом и т. п.). Дальней­шее развитие России также зависит от совместных усилий проживающих в ней народов, т. к. наше государство по-преж­нему остается многонациональным.

4. Нравственное воспитание учащихся (это воспитание та­ких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и досто­инство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.). Эта задача тесным образом связана с первыми тремя, но в то же время она подразумевает и такие аспекты, которые не обяза­тельно связаны с гражданским долгом или патриотизмом. Про­явлением высоких нравственных качеств могут служить такие примеры в истории, как подвиг жен декабристов, последовав­ших в Сибирь за своими мужьями; мужество и взаимопомощь советских людей, проявленные в тылу врага и в фашистских концлагерях и т. п. Развитие общества на современном этапе порождает много проблем, которые необходимо обсуждать с учениками специальной (коррекционной) школы и оценивать происходящее. Это, например, проблемы нищих и бездомных детей, брошенных родителями, проблемы преступности и мно­гое другое.

5. Эстетическое воспитание учащихся (это воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса). Решению этой задачи в курсе истории способствует привлечение различных средств на­глядности на уроках, организация экскурсий. С другой сто­роны, эстетическое воспитание осуществляется посредством изучения развития культуры в разные исторические эпохи. Например, ученики знакомятся с праздниками, обычаями, традициями древних славян, искусством древнерусских ремесленников, архитектурным обликом старинных городов, достижениями культуры в более поздние века. Но програм­мой не предусмотрено изучение культуры страны в XX в. Этот недостаток должен восполнить учитель, продумав тематику и содержание уроков, посвященных вопросам культуры.

6. Трудовое воспитание учащихся (это привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, вос­питание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться). Эта задача наиболее актуальна в специальной (коррекционной) школе, выпускники которой должны быть не только практи­чески, но и психологически подготовлены к трудовой деятель­ности. Решается эта задача на протяжении всего курса исто­рии, т. к. основные его идеи — следующие: труд — основа жизни на Земле, все материальные и духовные богатства созданы трудом людей, труд — основа прогресса в развитии об­щества. При изучении исторического материала в хроноло­гической последовательности учащиеся узнают об изменениях орудий труда, занятий людей; их взаимоотношениях в процессе труда, требованиях к труженику, которые усложняются по мере развития общества. Школьники могут наблюдать, как люди относились к труду, как проявляли трудовой героизм в годы первых пятилеток, во время Великой Отечественной вой­ны, послевоенный период; какими качествами должен обла­дать трудящийся человек в современных условиях.

7. Экологическое воспитание учащихся (это воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о при­роде и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, со­хранении ее для будущих поколений). Конечно, -на уроках истории эта задача не решается так широко, как на уроках географии и естествознания, но и на историческом материа­ле можно показать, как люди вторгались в окружающую сре­ду, строя крупные гидроэлектростанции и гиганты-комби­наты; рассказать о Чернобыльской трагедии, повлиявшей на судьбы многих людей; поговорить о способах защиты ок­ружающей среды, которые существуют в современном мире (например, «движение зеленых», «Красная книга»),

8. Правовое воспитание учащихся (это воспитание пра­вовой культуры, т. е. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы). Эта задача имеет очень боль­шое значение для социальной адаптации выпускников спе­циальной (коррекционной) школы, и в курсе истории она ре­шается на протяжении всех трех лет его изучения.

Изучая историю нашей Родины с древнейших времен до ре­волюции, школьники знакомятся с неравным положением раз­ных классов в обществе с функциями государства на протяже­нии разных эпох. История советского периода дает возможность увидеть изменения в положении людей, связанные с построе­нием нового общества, познакомиться с Конституцией СССР, правами и обязанностями, которые провозглашались основным законом, но не всегда соблюдались в жизни.

Распад СССР и образование самостоятельного государства Россия вводит учащихся в круг проблемой правового харак­тера в частности), связанных с дальнейшим развитием обще­ства, положением граждан России.

9. Формирование мировоззрения учащихся (мировоззре­ние — это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной груп­пы или общества в целом). Конечно, сформировать мировоз­зрение учащихся с нарушением интеллекта очень непросто, но это не означает, что в специальной школе от решения такой задачи можно отказаться. Научные знания, получен­ные учащимися в курсе истории, служат цели непосредст­венной практической ориентации в окружающей социальной реальности. Нравственные и правовые принципы и нормы регулируют взаимоотношения, поведение людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окру­жающему миру.

Таким образом, реализация всех образовательных и воспи­тательных задач курса истории будет способствовать формиро­ванию мировоззрения учащихся специальной (коррекционной) школы. Их взгляды и убеждения, которые удалось сформиро­вать за годы обучения в школе, в частности, на уроках исто­рии, помогут ученикам правильно оценивать свои и чужие поступки, события, происходящие в России и мире!