Способы ускорения эволюции в совместном плавании

 

Одним из важнейших требований, предъявляемых к маневри­рованию в совместном плавании, является выполнение маневра в возможно короткий срок. Это объясняется рядом причин, важ­нейшей из которых является повышение, в процессе выполнения эволюции, уязвимости кораблей со стороны противника вслед­ствие изменения ими скоростей хода, нарушения чёткой системы наблюдения и обороны.

Ускорение маневра может быть достигнуто:

- правильным выбором способа маневрирования,
- переназначением уравнителя,

- назначением уравнительной точки,

- изменением скорости хода охраняемых кораблей (уравнителя).

Выбор способа выполнения эволюции, помимо тактических и иных соображений, во многих случаях, определяется временем ма­невра. Так, например, если время поворота поискового строя спо­собом «поискового поворота» на угол 70° принять за единицу, то время поворота другими способами будет изменяться в широком диапазоне значений: для способов «двойной поисковый поворот» оно будет равно 0,7; «захождение» - 1,4: «два полуповорота»—1,6 (см. рис.11 – лекция № 16.1).

При выборе способа выполнения маневра, помимо знания и умения их выполнения, необходимо учитывать тактическую обста­новку, сплаванность кораблей и уровень подготовки их команди­ров, соблюдение необходимых мер безопасности и, конечно, время выполнения маневра.

Переназначение уравнителя строя или ордера на время выпол­нения эволюции может резко сократить время маневра.

Уравнителем целесообразно назначать тот из кораблей, кото­рый перед началом маневра находится на большем курсовом угле относительно других кораблей соединения.

Маневр восстановления прежнего строя фронта кораблей А и В, после поворота их влево способом «все вдруг» с курса Кк1, на курс Кк2, (рис.5), может быть выполнен в нескольких вариан­тах. Если уравнителем является корабль А, то корабль В должен лечь на курс Кв (см. треугольник скоростей ОаЬ). Время маневра t1 будет равно t1 = ВоВ′1 / Vρ1 = ВоВ′1 / аЬ.

Если на время выполнения маневра уравнителем будет назна­чен корабль В, то время

 

маневра перестроения резко сократится за счет увеличения вектора относительной скорости Vρ2 = аЬ' ма­неврирующего корабля А (см. треугольник скоростей ОаЬ' ).

Рис.5

Назначение уравнительной точки на время маневра целесо­образно применять как в строю (завесе), так и в ордере. Такой уравнительной точкой будет, как правило, центр ордера, переме­щающийся назначенным курсом и скоростью хода, либо середина строя. Если уравнительной точкой в рассматриваемом примере (рис.5) назначить середину строя - точку 0,то маневри­ровать должны оба корабля в позиции А"1и В"1соответственно. Как видно из рис.5,относительные перемещения кораблей, а значит и время маневра в этом случае сократятся вдвое.

Изменение скорости хода охраняемых кораблей (уравнителя) должно производиться по решению флагмана в зависимости от вы­полняемого маневра и взаимного расположения кораблей. В общем случае, если большей части маневрирующих кораблей для выпол­нения маневра необходимо уменьшать курсовые углы относительно уравнителя (центра ордера), то скорость уравнителя (охраняемых кораблей) целесообразно уменьшить; если большая часть кораб­лей должна для выполнения маневра увеличивать курсовые углы, то скорость охраняемых кораблей должна быть увеличена. Для сокращения общего времени маневра и быстрейшего восстановле­ния системы обороны корабельной группы изменение скорости хода за время маневра может быть произведено дважды.