Историко-философские и культурологические методы изучения

девиантного поведения. Девиантолог в своем исследовании поведения опирается не только на достижения психологии и социологии, то так же обязан обращаться к данным истории, философии и культурологии.

История дает нам возможность познакомиться со всем опытом человечества в отношении представлений о «нормальном» и «девиантном».

В различные исторические эпохи представления о норме и отклонении наполнялись разным содержанием. Внимание общества привлекали то одни, то другие формы поведения, считавшиеся образцами должного и недолжного. Вместе с тем, история показывает, что в разные эпохи взгляды на отклонения и норму часто совпадали. Изучение истории блестящих цивилизаций прошлого, их расцвета и упадка дает нам возможность проследить те формы поведения, которые преобладают в благополучные и

неблагополучные периоды. Для девиантолога это – важное знание, позволяющее лучше понять специфику современных проблем.

К историческим методам исследования относится изучение документов (официальных и личных) той или иной эпохи, сравнение взглядов специалистов-историков на те или иные проблемы эпохи, моделирование исторических ситуаций и фактов. В целом, можно говорить о сравнительно- историческом методе, заключающемся в сравнительном анализе различных исторических феноменов. Важнейшим требованием, предъявляемым к данному методу, является требование соблюдения правил аналогии: сравниваемые между собой ситуации должны иметь общую природу, подчиняться воздействию одних и тех же факторов.

Культурология ценна для девиантолога, прежде всего, данными о других культурах и принятых в них образцах поведения. Как мы уже говорили, эталоны нормы и отклонения могут сильно отличаться в различных культурах. В своих подходах и выводах, девиантолог обязанучитывать эти различия. Вместе с тем кросс-культурный анализ дает возможность для поиска универсальных поведенческих и мировоззренческих феноменов, трактуемых во всех культурах, как «правильные» и «неправильные». При проведении кросс-культурного исследования так же должны соблюдаться требования аналогии: природа феноменов должна быть общей, сопоставимой.

Наконец, философия, дает возможность выработать собственную методологию анализа девиантности. Нужно понимать, что любые выводы и положения, относительно «нормальности» или «ненормальности» изучаемого поведения, должны опираться на ту или иную концепцию общества и человека. Следовательно, должен быть решен вопрос об

онтологических свойствах человека и общества. Этот вопрос является важнейшим вопросом социальной философии. Что есть человек? Что есть общество? Это вопросы о сущностных, онтологических корнях человека. Именно в этот вопрос логически упираются все девиантологические построения.

Философская логика подсказывает, что цивилизация клонящаяся к упадку девиантогенна. В подобных обществах, получают распространение поведенческие модели, вступающие в конфликт с традиционными (для данного общества) ценностями.

2. Общая схема научного исследования включает в себя: определение проблемы, объекта и предмета исследования, постановку целей и задач, операционализацию основных понятий, выдвижение гипотезы исследования.

3. Социологические методы изучения девиантности включают в себя опросы, интервью, анализ документов и наблюдение (включенное и невключенное).

4. В случае использования любого социологического метода, необходимо корректно сформировать выборку, что полученные данные были репрезентативными.

5. Психологические методы исследования девиантности включают в себя, прежде всего, опросники, тесты и эксперименты.

6. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к тестовым методикам, являются требования валидности и надежности

7. Эксперимент подчиняется общей логике, позволяющей выяснить степень зависимости изучаемых переменных от экспериментальных факторов.

8. Важными для девиантолога являются методы исторического и кросс-культурного анализа, позволяющие сравнивать представления о девиантности, существующие в различных культурах и доминирующих в различные исторические периоды.

9. Философские методы анализа необходимы девиантологу для выработки общего методологического подхода к анализу девиантности, подразумевающего определенную концепцию онтологических свойств

Проблемы в исследовании д.и.:

В офиц. Каналах: