А причем тут действительность? Ведь получается, что это отношения внутри произведения.

Во-первых, разве само произведение уже часть действительности. Во-вторых, разве часть действительности те правила, которыми задается его организация. В-третьих: синтактика произведения всегда ориентирована на восприятие аудитории, которой оно предназначено, то есть на действительность!

Эти величины переменные – так же, как высота, ширина и длина. Только там различия – количественные, а в нашем случае – качественные. Одно дело, например, – семантика управленческого решения, и совсем другое – семантика лирического стихотворения. В синтактике и прагматике то же самое. Все это вместе взятое приводит к разному воздействию текстов, к выполнению ими разных функций.

 

Сейчас четко определим своеобразие этих параметров в журналистскомпроизведении.

Основная особенность журналистского произведения? Как правило, называют такие свойства, как актуальность, злободневность и прочее.

Актуальность, действительно, важное свойство журналистских материалов, однако оно присуще многим видам текстов. К чертам специфическим его относить ошибочно. Но главное в том, что оно является производным от семантики, от семантических и прагматических особенностей того или иного вида произведений, а это значит: в каждом из них секрет актуальности свой.

Детский травматизм на дорогах Хабаровска

Госавтоинспекция старается снизить аварийность на дорогах

Так вот, при изменении угла зрения неизбежно изменяется и состав фактов. И в фокусе внимания журналиста появляются, прежде всего, те факты, которые связаны уже с этой проблемой.

 

Любая жизненная ситуация складывается из множества фактов, поэтому факт реальности не поддается рассмотрению один, сам по себе. Он не даст полную картину действительности. Поэтому важнейшее профессиональное требование: даже если журналист хочет рассказать об одном факте, он должен изучить ситуацию, то есть увидеть и проанализировать его в связи с другими фактами, совместно с ним характеризующими данный фрагмент действительности.

Об одном факте никогда и не получается написать. Только в официальной хронике: имярек освобожден от занимаемой должности... А так обычно минимум три факта.

 

И этоуже ситуация. Что такое ситуация?Вот Вам ее определение из словарей: «(от позднелат. situatio – положение), сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение». Эта обстановка, положение как раз и проявляется через факты и через их связи. Вот почему оказывается возможным определить ситуацию как совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.

 

Ситуации различаются по величине– это связано с тем, что различаются по величине и характеризуемые ими объекты. Например, ситуация с невыплатой зарплаты на небольшом предприятии, и ситуация с невыплатой зарплаты на основном градообразующем предприятии. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Причем нельзя забывать о системности мира: любой его объект может рассматриваться как самостоятельная система и в то же время входить как элемент в другую, более широкую систему. Точно так же и ситуации: ситуация в городе есть часть ситуации в области, ситуация в области – составляющая ситуации в стране и т. д., и т. п.

 

Различаются ситуации и по времени:одно дело – положение на объекте сегодняшнее (ситуация текущей реальной действительности), другое – его вчерашний день (ситуация вчерашнего дня). Например, вчера перестали платить зарплату. Сегодня рабочие бастуют, завод стоит.

 

Третий критерий для различения ситуаций – глубинный. Поэтому, прежде чем его сформулировать, нам придется разобраться с понятием «проблема».

Разрешение противоречий переживается людьми как реальные трудности, из которых надо найти выход и которые оборачиваются для них творческими задачами. Вот эти творческие задачи и принято обозначать понятием «проблема». Греческое слово problema, от которого происходит данное понятие, так и переводится – «задача».

Именно поэтому проблему объясняют по-разному: и как трудность, и как задачу.

 

Постановка задачи есть одновременно предвидение возможностей ее решения. Чем точнее предвидение и надежнее средства, избираемые в соответствии с ним, тем больше вероятность преодоления трудностей, разрешения противоречия.

 

Ну, а теперь вернемся к разговору о глубинном критерии различения ситуаций.

Этот критерий – ступень противоречия, переживаемая человеком. Таких ступеней три: малозаметная ступень, когда противоречия еще пока пребывают в единстве. Вторая – это когда противоречия заявляют о своем различии, поляризуются. И третья – обострение, антагонизм, конфликт противоречий, тут уже могут быть серьезные потрясения.

Но все дело в том, что человек всегда одновременно испытывает влияние многих противоречий. А потому есть смысл говорить о ведущем противоречии: этот критерий – переживаемая человеком ступень в развитии его ведущего, то есть наиболее существенного в данный момент, противоречия.

Раз ступеней три, то существует и три типа ситуаций.

Первый тип – позитивные ситуации,те, что соответствуют первой ступени в развертывании ведущего противоречия. (Зарплату платят, все довольны)

Второй тип – проблемные ситуации;они характеризуют состояние объекта на второй ступени развертывания его ведущего противоречия. (зарплату задержали на пару месяцев, появляется ропот, причина такой задержки системный сбой)

Третий тип – конфликтные ситуации,складывающиеся на объекте в случае, если противоречие перешло на стадию антагонизма противоположностей. (Это забастовка)

Теперь давайте смотреть, какие варианты ситуаций могут быть представлены в журналистском произведении.

Первый ответ: это все различные ситуации, из которых состоит жизнь, такие и попадают в поле зрения журналистов.

 

Попытаемся их все обозначить и ранжировать.

По времени – это, прежде всего ситуации текущей реальной действительности- то есть сегодняшние, новые, дающие аудитории представление о переменах в мире.

Ситуации вчерашнего дня– как правило, они рассматриваются в связи с необходимостью глубже понять сегодняшнюю ситуацию, ставшую предметом непосредственного профессионального интереса.

И третий случай - обращение к ситуациям из далекого прошлого.Чаще всего оно бывает вызвано потребностью заполнить «белые пятна», которые неизбежно остаются во все времена и на определенном этапе становятся помехой для глубокого понимания настоящего.

 

Важно подчеркнуть: к какому бы времени такие ситуации ни относились, они всегда – из реальности, не вымышленные, не созданные фантазией, а рожденные жизнью.

 

По масштабу отражаемых событий, есть ситуации: локальные- допустим, ситуация в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, и глобальные- ситуация мирового экономического кризиса.

 

Ситуации могут быть любого типа, а именно...

Позитивные– и тогда рождаются материалы, которые принято называть положительными.

Проблемные— ложатся в основу проблемных аналитических публикаций.

Конфликтные– вызывают острые критические выступления.

 

Теперь вернемся к заметке про ДТП. Это и есть секрет актуальности журналистских выступлений. Чем зорче увидел журналист связь реальной конкретной ситуации с масштабной общественной проблемой, чем глубже понял ее и получил о ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

 

Между реальной конкретной ситуацией и более широкой, масштабной проблемой, из которых складывается тема журналистского произведения, существуют разные отношения.