Правовая информатизация правоохранительной деятельности

В современных условиях эффективное функционирование правоохранительных органов, борьба с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом невозможна без их соответствующего взаимодействия в области информационного обмена на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Необходимость применения ИКТ в правоохранительной деятельности общеизвестна, опробована опытом многих стран и вызвана необходимостью повышения эффективности деятельности МВД, Минюста, Прокуратуры, Верховного Суда и КГБ.Информатизация правоохранительной деятельности направлена на реализацию комплекса задач в области сбора, учета, обработки и анализа статистической и оперативно-розыскной информации, в первую очередь на создание автоматизированных и коммуникационных систем обеспечения доступа к банкам данных правовой информации, а также на организацию взаимодействия в системе органов МВД, прокуратуры и судов, других правоохранительных структур государства. Для осуществления информатизации правоохранительной деятельности необходимо решить следующие задачи:

1. Разрабатывать и совершенствовать нормативно-правовую базу.

2. Разработать и внедрить интегрированную автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности служб милиции.

3. Создавать и поддерживать единые банки данных, содержащих сведения по:

· нормативно-правовой информации в различных областях деятельности правоохранительных органов республики;

· различным аспектам криминологической, криминалистической и судебно-экспертной информации;

· преступности общеуголовного, государственного и финансово-экономического характера.

4. Создавать информационные системы по надзору за состоянием законности.

5. Создавать интегрированные автоматизированные информационные системы управления деятельностью правоохранительных органов республики.

6. Создавать информационные системы обеспечения деятельности органов внутренних дел и КГБ, в том числе и их оперативно-розыскной деятельности.

7. Создавать технологически единые экспертные системы по общеуголовной, государственной и экономической преступности.

8. Эффективно использовать единую информационно-вычислительную сеть, обеспечивающую обмен информацией между правоохранительными органами республики, других государств, Интерполом.

9. Обеспечивать правоохранительные органы необходимыми техническими, материальными и программными средствами с привлечением соответствующих специалистов в области информатизации.

В Республике Беларусь организована единая информационная сеть МВД и на ее основе единый государственный банк данных о правонарушениях. Это позволило с 1 января 2007 г. в Республике Беларусь ввести в действие Единую государственную систему регистрации и учета правонарушений.

В настоящее время создаются действенные механизмы повышения эффективности права и его применения, обеспечения полной правовой информированности членов общества, которые способствуют:

- совершенствованию законодательной техники и повышению эффективности вновь принимаемых нормативных актов;

- обеспечению оперативной, повсеместной и полной правовой информированности должностных лиц и граждан с помощью автоматизированных информационно-поисковых систем и тиражируемых банков правовой информации;

- повышению уровня защиты конституционных гарантий граждан путем более быстрого и полного обеспечения правовой информацией работников правоохранительных органов, освобождения их от рутинного труда;

- своевременному выявлению и локализации организованной преступности в сфере экономики, наркобизнеса и терроризма, благодаря межотраслевым и межведомственным интегрированным информационно-вычислительным системам;

- своевременному предупреждению и пресечению нарушений прав граждан, особенно при решении вопросов задержания, ареста, привлечения к уголовной ответственности, с помощью системы непрерывного контроля по расследуемым делам;

- выявлению тенденций преступности с помощью систематического и углубленного анализа соответствующих процессов в конкретных регионах, отраслях экономики, социальной сфере;

- повышению уровня возмещения нанесенного обществу ущерба путем автоматизации функций контроля, выявления всех источников вреда и виновных лиц;

- уменьшению социальной напряженности за счет повышения оперативности и адекватности реагирования должностных лиц на заявления и жалобы граждан в связи с автоматизацией процессов обработки жалоб.

Перспективные направления развития правовой информатизации в Республике Беларусь не исчерпываются вышеизложенным. Новые информационные технологии и ресурсы создают лишь новые возможности, спектр которых постоянно расширяет поле их применения в процессе правового регулирования общественных отношений.